Posted 5 июня 2021, 14:50
Published 5 июня 2021, 14:50
Modified 7 марта, 13:53
Updated 7 марта, 13:53
Сергей Митрофанов
Кажется, мы имеем перед глазами фадеевский «Разгром». Только разгромили на этот раз не несчастных красных партизан, а прямо-таки всех «японских захватчиков» поголовно. Под которыми мы понимаем Байдена, так и не решившего, что противопоставить Кремлю; белорусскую оппозицию, обыгранную в ситуации с плененным Протасевичем; и Украину, опасающуюся, что без газового транзита ей скоро нечем будет платить за оборону, а транзит, ба, скоро и кончится. Тем не менее, сами пропагандисты все равно не особенно веселы, ведь они не все едят, что готовят.
Но вначале как обсмеяли Байдена.
Это произошло, когда некие хакеры (и говорят, что русские) влезли в логистику поставок говядины. Произошел сбой в Америке. По версии Телевизора, «пугающий» и «болезненный». По версии иностранных наблюдателей, возможно, что и не особо кем-то замеченный. Во всяком случае, там нам откомментировал корреспондент РИА Новости в США Алексей Богдановский.
Тем не менее, пропагандисты сделали упор на том, что близится, мол, сезон барбекю и что за отсутствующий стейк в Америке могут и убить. Хотя и оговорили, что сводить американские «траблы» к тому, что кто-то стейка вовремя не покушает, это смех, слезы и падение американской политики. Говорить, мол, Байдену с Путиным не о чем (хотя Байден про говядину и не говорит), вот они в Америке и придумывают мифических русских хакеров и фантазийную связь Путина с преступным миром.
Иными словами, как бы разыгрывается сценка из анекдотических историй о Хадже Насреддине. «Так, может, и халат на мне тоже его?» - вопрошал виноватый хитрый Хаджа в суде. Так и в нашем кейсе: может, мы и всю американскую говядину у них украли?
Что, собственно, не преминул заметить и сам Путин в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ):
«Я слышал про какой-то мясокомбинат. Чушь какая-то. Это просто смешно <...> Это просто нелепо обвинять в этом Россию», - подчеркнул Путин.
Единственный, кто попытался защитить в Телевизоре позицию некоторых американских СМИ, увидевших в перебоях со стейками «русский заговор», – косноязычный украинский журналист Дмитрий Галкин (есть подозрение, что его приглашают исключительно за косноязычие). Говорить ему при этом все равно не дали, заглушили криками возмущения, но можно предположить, что он все-таки попытался обратить внимание на то, что пресловутые «хакеры», если они существуют, всегда почему-то действуют синхронно повестке, - говядина появилась накануне саммита, - что вполне может навести на мысль, что они как бы на службе, которой руководит Сами Знаете Кто. Профессор Мориарти!
Интервью плененного Протасевича участливому журналисту-следователю – это сильный удар по российской и белорусской оппозициям диктатуре.
Протасевич признался, что руководил антигосударственными беспорядками (*как можно беспорядками руководить?), очернил товарищей по антилукашенковскому движению, похвалил белорусского президента за стальные яйца, выразил надежду, что тот не сдаст его украинским сепаратистам, обещавшим Протасевича казнить (*дикая, надо сказать, идея с точки зрения правовой логики, почему сразу не людоедам?), а в конце и расплакался. Причем, особенно и не заметно было, что Протасевича пытали, так, пара синяков на лице, да кровавые потертости от наручников, ерунда.
Многие телепропагандисты, а также представители белорусской элиты (в частности, Геннадий Давыдко, депутат национального собрания Белоруссии) с доверием и восторгом приняли данное интервью и моральное падение Протасевича. Но что поразительно – не все. Как ни странно, с критикой «шоу» выступили на этот раз проверенные «либеральные» попутчики Кремля – заместитель заведующего внешней политики ИД «Коммерсантъ» Алексей Наумов и эксперт по всем вопросам президент центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Да даже и сама Скабеева произнесла сакраментальное: «Странно это все».
Наумов заметил, что в ГУЛАГе коммунисты тоже оговаривали себя и других и все равно были расстреляны, как собаки, намекая на несвободный характер признаний. А Абзалов призвал разобраться в сигналах, какие зашиты в это странное интервью, в котором интервьюируемый явно спасает себе жизнь и озабочен только этим.
В частности, зачем тут упоминание некоего русского олигарха, который переводил Нексте денежные средства каждый месяц, но фамилию которого Протасевич «запамятовал».
(*Так и видишь рекомендацию «режиссера»: «Ты там скажи им про русского олигарха, но фамилию пока не называй».)
По мнению Абзалова и Наумова (*или как бы «по мнению Абзалова и Наумова») таким образом лукашенковские соколы из КГБ Белоруссии просто переводят стрелки на Россию, чтобы не объясняться, почему Белоруссия не признает Крым, а «Белавия» туда по-прежнему не летает. И очевидно, эти соображения сильно понижают информационную ценность «интервью» Протасевича, санкционированно подвешивая лукашенковское следствие на многих нестыковках. Мол, слышим вас, но полностью не доверяем. «Сухов, говоришь? Сейчас мы поглядим, какой это Сухов».
Говоря о недоверии, Наумов привел и оригинальный филологический аргумент, респект за наблюдательность: упоминание Протасевичем железных яиц Лукашенко. Поскольку, считает Наумов, в нормальном разговоре эту идиому никто из нормальных русскоязычных не применяет – она пришла к нам из американских боевиков эпохи VHS. Следовательно, признание – театральная постановка.
В результате более прямолинейным пропагандистам не осталось ничего другого как защищать идиому.
Как не применяется? Вот недавно боксер Усик так и сказал: У Лукашенко огромные стальные яйца. Это цитату быстро обнаружил в своем смартфоне обозреватель РИА Новости Владимир Корнилов.
Иными словами, полемика вокруг саморазоблачения Протасевича свелась к проблеме, верим ли мы, что у Лукашенко действительно огромные стальные яйца и употребляют ли в реальной жизни эту идиому недораспропагандированные россияне.