Posted 2 марта 2021,, 09:21
Published 2 марта 2021,, 09:21
Modified 25 декабря 2022,, 17:10
Updated 25 декабря 2022,, 17:10
Авторы доклада «Свобода интернета 2020: вторая волна репрессий»
подсчитали, что с 57 случаев в 2019 году цифра выросла до 103 случаев в 2020-м. Указывается, что под насилием понимаются как прямые нападения, так и угрозы безопасности, порчи имущества, насильственные задержания с целью ограничить распространение информации в рунете. Причем из 103 случаев 48 пришлось на представителей СМИ.
В докладе указано, что насилие имеет систематический характер в ряде регионов. Например, это происходит в Москве, Петербурге, Подмосковье, Иркутской и Свердловской областях. В частности, корреспонденту «Мекдиазоны» Давиду Френкелю полицейский сломал руку во время голосования по поправкам в Конституцию 30 июня. Причем Следственный комитет не стал заводить дело на полицейского, применившего к журналисту насилие. Кроме того, авторы доклада называют насилием нападение на медиаактивиста Сергея Плотникова и ведущего штаба Навального Дмитрия Низовцева в Хабаровском крае.
В докладе говорится и об ужесточении наказания за фейковые новости в период пандемии. Так, УК РФ пополнился двумя нормами о публичном распространении заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, что карается шарфом до 700 тысяч рублей или лишением свободы до трех лет. Злоупотребление свободой СМИ может, согласно обновленному КоАП, грозить нарушителю штрафом в 5 млн рублей.
Всего за 2020 год эксперты выявили 275 532 случая вмешательства в свободу интернета в стране. 99% этих случаев связаны с ограничением доступа к сайтам и интернет-сервисам, запретом информации по различным основаниям.
Сократилось число регионов, где зафиксировано менее трех подобных случаев и ни одного случая насилия или реального лишения свободы. Пока же только Чукотка и Тыва остаются такими регионами.
Авторы доклада подчеркивают, что поводом к ужесточению цензуры в интернете послужила пандемия. 23% инцидентов, связанных с уголовным преследованием медиаактивистов, были связаны с фейками. Фигурантами таких дел стали как минимум 40 журналистов.