Posted 1 мая, 09:55
Published 1 мая, 09:55
Modified 1 мая, 09:57
Updated 1 мая, 09:57
Виктор Левин
В свете последних официальных трактовок Второй Мировой войны называть СССР и гитлеровскую Германию «союзниками» на первом этапе мировой бойни запрещено. Но в данном случае делать это не обязательно, — достаточно понять, что в мае 1941 года обе страны еще имели дипломатические отношения, а генерал Кёстринг был постоянно работающим в Москве военным атташе. Его прямая обязанность — присутствовать на параде.
Кроме того, историки едины во мнении: Сталин хотел показать немцам силу и мощь Красной армии, дабы развеять всякие иллюзии немцев о быстрой победе в случае войны.
Увы, последующие события показали, что Гитлер не впечатлился показанным на параде…
Но это — общеизвестные факты. А вот судьбы генерала Кёстринга и полковника Кребса очень даже интересны и показательны.
Генерал вермахта Эрнст Кестринг был взят в плен американцами в мае 1945-го и тихо умер в 1953 году.) Полковник Ганс Кребс застрелился ровно 4 года спустя после московского парада — 1 мая 1945 года в Берлине).
Но чем, кроме московского парада, оба военных преступника отметились в истории?
Начнем с того, что Эрнст Кёстринг родился отнюдь не в Германии, а в селе Серебряные пруды Венёвского уезда Тульской губернии (ныне Московская область) в 1876 году. Отец был управляющим дворянским имением.
Эрнст Кёстринг всю юность провел в России. Он прекрасно знал русский, закончив вначале гимназию в Москве, а затем и Михайловское артучилище. Да-да, у немецкого генерала было русское военное образование!
Некоторое время спустя Кёстринг покинул Россию, чтобы в 1935 году вернуться в должности военного атташе в СССР.За время службы в СССР был произведён в генерал-лейтенанты (1 августа 1937 года) и в генералы кавалерии (1 октября 1940 года).
Перед нападением на СССР Кёстринг, как и персонал немецкого посольства в Москве, не успел выехать в Германию и был вывезен в Кострому. Вскоре его и других посольских работников обменяли при посредничестве турков на советских дипломатов, застрявших в Берлине.
После 22 июня 1941 года Кёстринг верой и правдой служил Гитлеру — в частности, участвовал в формирование «власовских» частей, состоящих из славянского и неславянского населения, и направлял их на фронт. С сентября 1942 года Кёстринг назначен уполномоченным по вопросам Кавказа при группе армии «А», где отвечал за формирование «туземных» воинских частей.
Однако к 1944 году Кёстринг понял, что Гитлер заводит Германию в тупик. Он был одним из участников покушения на фюрера.
Другой заговорщик — Ганс фон Херварт свидетельствовал:
«Кёстринг должен был принять участие в свержении Гитлера. Каждый раз, когда я уезжал, взрывчатка (для бомбы Штауффенберга. — Авт.) лежала под кроватью генерала Кёстринга, который, несмотря на это, спокойно спал. Он оказал ценную услугу, когда надо было составить список генералов и фельдмаршалов, которым предстояло принять участие в восстании. Роль Кёстринга сегодня забыта, потому что об этом нет записей и не осталось в живых никого, кто мог бы пролить свет на эти дела»
Судьба второго гостя московского парада — полковника Ганса Кребса — так же осталась в анналах истории.
После начала войны полковник стал генерал-майором и служил начальником Генерального штаба 9-й армии. С марта 1943 года он уже глава Генерального штаба группы армий «Центр» в звании звание генерал-лейтенанта. 29 марта Кребс был назначен начальником штаба сухопутных войск и, таким образом, стал преемником Гудериана — последним начальником штаба перед капитуляцией Германии.
В этом качестве Кребс, хорошо знавший русский язык, вел переговоры с советской стороной о сепаратном мире от имени нового канцлера Геббельса и партийного министра Бормана.
Известно, что именно Кребс первым сообщил о самоубийстве Гитлера около 2 часов ночи 1 мая 1945 года генерал-полковнику командующему 8-й гвардейской армией Василию Чуйкову.
Во время переговоров Чуйков тут же позвонил маршалу Жукову, а тот в свою очередь — Сталину.
Сталин напрочь отказался от предложенного немцами перемирия и потребовал безоговорочной капитуляции. Геббельс и Борман в ответ отвергли капитуляцию.
Таким образом, миссия Кребса оказалась проваленной.
Вернувшись в бункер, Кребс застрелился 1 мая 1945 года.
КСТАТИ
По иронии судьбы, маршал Советского Союза Чуйков, с которым общался Кребс перед смертью, родился в 1900 году в том же селе Серебряные пруды, что и генерал Кёстринг.