Posted 15 февраля 2021,, 13:29

Published 15 февраля 2021,, 13:29

Modified 7 марта, 14:12

Updated 7 марта, 14:12

Опровержение фейка: зеленая энергетика Европы отнюдь не замерзла на морозе

15 февраля 2021, 13:29
Российские комментаторы и противники зеленой энергетики в самой Германии сообщают, что на фоне сильных морозов вклад солнечной и ветряной генерации упал практически до нуля. Они говорят, что страну спасают «грязные» угольные электростанции, против которых выступает немецкая политика. Так ли это, разбирались "НИ".

Елена Иванова, Берлин

Последняя неделя в Германии выдалась снежная и холодная. Минус двадцать ночью – от морозов немцы уже отвыкли. Cреднегодовая температура в 21-м веке составляет +9,5 градуса. Даже в самый холодный месяц – январь – она не опускается ниже нуля. В Берлине снег не только выпал, но и лежит уже неделю. Такого снежного покрова не было уже 10 лет. В отсутствие ветра и солнца производство ветряной и солнечной энергии упало.

Российские комментаторы, потирая руки, цитируют неизвестных немецких профессоров, которые, в свою очередь, рассказывают, что этой зимой доля ветряной и солнечной энергии составляет не больше 2-3 процентов, что фактически равно нулю. Даже если оставить в стороне сомнительность таких источников, трудно предположить, что Германия лишилась половины произведенной энергии. Ведь именно столько составляла доля возобновляемой энергии в энергетическом балансе страны на январь 2020 года.

И действительно, 23 января «чистые» источники энергии внесли только 20% в общий баланс, из них половина – гидрогенерация и биоэлектростанции, сообщает SWR. Однако жестокий блэкаут и замерзающие города Германии вряд ли грозят. Аналитики Немецкой службы погоды проанализировали погоду за последние 20 лет и посчитали, как часто ветряки и солнечные батареи давали меньше 10% вклада в производство электроэнергии.

Если брать только ветряные электростанции в материковой Германии, то они 23 раза в год выпадали из генерации электричества на 48 часов. Если к ним прибавить ветряки на побережье или в море, то это число сократится до 13 раз в год. Ну а если учесть солнечные батареи, то такие фазы наблюдались два раза в год.

О чем не пишут любители катастрофических сценариев, так о том факте, что все европейские страны объединены в единую энергосистему. То, что экстремальные погодные условия наступят на континенте повсеместно, еще менее вероятно. Ученые говорят, что такая ситуация может возникнуть не чаще одного раза в пять лет.

Даже если бы в Европейском Союзе вся электроэнергия производилась с помощью солнца и ветра, речь все равно идет о нескольких днях в течение нескольких лет.

Немецкие угольные электростанции, одни из самых больших загрязнителей воздуха и производителей углекислого газа, дают сейчас каждый пятый киловатт электроэнергии. Поэтому можно назвать резервным источником генерации. Над новыми альтернативами работают несколько групп ученых под зорким присмотром германского парламента - Бундестага.

Решений проблемы стабильного энергоснабжения видится несколько.

Снижение энергопотребления никогда большой задачей до сих пор не было. Теперь призывы экономить электричество звучат не только в бережливой Германии, но и в других европейских странах. В северной Швеции по телевизору призывают граждан не включать пылесос без надобности. «Прежде чем начать пылесосить, подумайте, в эти холодные дни электричество не только самое дорогое, но и самое грязное» - узнают шведы из социальной рекламы по всем телевизионным каналам.

Суровая зима привела к повышению тарифов на электроэнергию вдвое, ведь несмотря на твердую веру российских граждан в то, что в Швеции социализм, капиталистического поведения продавцов электричества в северной стране никто не отменял: если предложение остается постоянным, а спрос растет, цены идут вверх. Но даже такие цены на электричество не испугали бы немцев – у них электричество в два раза дороже, чем у шведов даже после повышения цен.

Тем не менее шведские предприниматели рассказывают, что они отслеживают тарифы в ежедневном режиме. Если цена взлетает вверх, они просто останавливают производство.

До 2040 года шведы хотят закрыть все электростанции, работающие на мазуте и угле. В отличие от Германии, их северные соседи не против АЭС. 40% населения согласны со строительством новых атомных электростанций, а 30% не против оставить 6 имеющихся.

Немцы думают, как экономить электричество, особенно, на пике потребления. Например, предлагается выключать холодильники ранним вечером, когда все приходят с работы, или не заряжать электромобили в это время. Производства уже экономят электричество, но в частных домохозяйствах об этом думают мало. Большую роль в новых планах играют накопители электроэнергии, будь то литий- ионные батареи или технология перевода электричества в газ.

Газовые электростанции считаются нейтральными для окружающей среды. Исследователи предлагают использовать небольшие электростанции мощностью от 45 до 90 мегаватт, которые будут работать несколько недель в году как раз для тех случаев, когда возобновляемые источники энергии выпадают. Удорожание общих расходов энергосистемы составит лишь 10%.

В следующие 5-10 лет в генерации электроэнергии участвуют достаточное количество старых электростанций, поэтому блэкаут Германии не грозит, однако как обезопасить электроснабжение в будущем, немцы думают уже сейчас.