Posted 24 июля 2020,, 11:06

Published 24 июля 2020,, 11:06

Сейсмологи: во время пандемии на планете царило неслыханное затишье

24 июля 2020, 11:06
Из-за локдаунов во время коронавируса по миру прошла беспрецедентная волна тишины

Британские сейсмологи посчитали: пока самолеты не летали, а станки ничего не производили, высокочастотный шум на Земле снизился наполовину, сообщает The Guardian.

Записи сейсмических станций по всей планете показывают, что уровень высокочастотных шумов, вызванныхработой промышленных предприятий и транспортом, упал на 50%. Сейсмолог из Имперского колледжа в Лондоне Стивен Хокс, один из авторов нового исследования, опубликованного в журнале Science, говорит: «Это можно видеть глазами, как волну: сейсмическое затишье распространяется по всей Земле, начиная с Китая в конце января, переходя в марте в Италию и двигаясь дальше».

Ученые проанализировали данные сети из 268 сейсмических датчиков в 117 странах и обнаружили значительное снижение уровня шума, создаваемого человеком, в 185 из них. Наибольший спад наблюдался в оживленных городах вроде Нью-Йорка и Сингапура, но и спокойные уголки, например немецкий Шварцвальд, с сокращением человеческой активности стали тише. Вокруг университетов и школ в Великобритании и США сейсмические колебания были на 20% больше, чем во время каникул. На Барбадосе еще до введения карантина высокочастотный шум упал на 50%, поскольку последние самолеты увезли всех туристов.

Даже сейсмометры, установленные вдалеке от следов человека или глубоко под землей, показали снижение шума – доказательство того, что вибрации от человеческой деятельности распространяются куда дальше, чем нам кажется. Как говорят авторы, такое затишье беспрецедентно. Подобной тишины не фиксировалось на протяжении всего того времени, когда ученые снимали сейсмические данные. Цифровые записи сейсмической активности существуют с 1970-х годов, прежде были бумажные.

Сейсмологам внезапное глобальное затишье дает неожиданные возможности. По мере роста мирового населения и роста городов все больше людей подвергаются риску землетрясений, извержений вулканов и оползней. В обычной жизни слабые сейсмические волны, свидетельствующие об активизации геологических процессов, трудно уловить из-за гула человеческой активности. Во время карантина они слышнее, так что сейсмологам проще обнаружить «микро-землетрясения» или слабую вулканическую активность, зафиксировать эти метки и использовать данные в будущем.

Это особенно важно для городов, где существуют связанные с геологией риски: землетрясений, вулканов, оползней, и где с увеличением человеческого шума видеть слабые сигналы этих опасностей все труднее.