Олег Горюнов
В статье "Оплатить до..." Московские учителя шлют вымогательские СМС 10-летним детям" рассказывалось о том, какими методами в одной из московских школ добиваются погашения долга за платный кружок ИЗО. Публикация была сделана 21 апреля.
На следующий день пресс-служба Депобра прислала в адрес редакции письмо, в котором утверждалось, что в публикации от 21 апреля содержится "недостоверная информация".
24 апреля в 11:26 был опубликован ответ на письмо пресс-службы. В ответе говорилось о том, что претензии к "НИ" не обоснованы.
Вот конкретный пример необоснованности претензий, который (по техническим причинам) не вошел в тот самый ответ:
Из письма пресс-службы, цитата:
"Всего в школе (школа №1788 - прим. автора статьи) работает 65 платных кружков".
А вот приказ директора этой школы, опубликованный на официальном сайте, и из которого следует, что платных кружков не 65, а 74:
Итак, 24 апреля в 11:26 в "НИ" выходит новая статья, и уже в 15:32 (документальные подтверждения этому имеются в распоряжении нашей редакции) руководитель Департамента образования и науки г. Москвы пересылает её Александру Анатольевичу Ездову и Оксане Александровне Лаптуновой - директорам школ, чьи имена упоминались в первой и во второй статьях нашей газеты...
Спустя еще некоторое время, О.А. Лаптунова пишет от руки заявление на имя И. Калины: "Прошу Вас снизить размер заработной платы и отменить стимулирующие выплаты, назначенные Приказом Департамента образования и науки города Москвы".
В силу того что А. Ездов 24 апреля в 15:32 получил от Исаака Калины точно такую же "черную метку", (документальные подтверждения этому имеются в распоряжении нашей редакции) как и О. Лаптунова, есть все основания предполагать, что и от него в Депобр было отправлено такое же заявление о депремировании и урезании оклада.
25 апреля мы попросили директора школы № 1788 подтвердить или опровергнуть эту информацию, но ответа пока не получили.
Так за что же И. Калина наказал своих подчиненных и при этом не предъявил никаких претензий нашему изданию?
Одно из основных предположений - директора "самонаказались" за то, что своими действиями спровоцировали публикации о прямой материальной заинтересованности руководителей учебных заведений в увеличении числа платных кружков.
Версия о том, что И. Калина жестко обошелся с двумя директорами только из-за того, что О. Лаптунова предложила собирать с родителей деньги за платные кружки даже в период самоизоляции, а А. Ездов нанял на работу диспетчера допобразования (Е.М. Иванову), которая называет вещи своими именами - то есть называет "вышибанием денег" отправку СМС с требованием погасить долги за платные школьные кружки несовершеннолетним детям, а не их родителям, - маловероятна (аудиозапись разговора с диспетчером допобразования находится в распоряжении редакции).
Как правило, Департамент образования увольняет директоров по другим, более прозаичным причинам. Во всяком случае так было с директором В. Ковшовым, директором Д. Туба, директором Г. Фримучковой - скандалы в их школах и в детском саду получили широкую огласку, и вслед за этим последовали увольнения.
А сколько конкретно денег потеряли директора двух московских школ?
На сайтах школы №113 и школы № 1788 есть информация о заработной плате всех сотрудников, включая дворников, гардеробщика, водителя, методистов, диспетчеров, старших диспетчер, руководителей отделов, преподавателей, экономистов, завхозов, кладовщиков, и даже старший кладовщиков, но вот информации о зарплате О. Лаптуновой или А. Ездова нет никакой.
Однако, по нашим подсчетам, основанным на декларации А. Ездова за 2018 год, его ежемесячная премия в 2018 году составляла примерно 135 тысяч рублей, а премия О. Лаптуновой - 90 тысяч рублей.
Суммы немалые, и мы узнали, как они формируются.
В январе 2018 года, в один из четвергов, проходила еженедельная плановая видеоконференция директоров московских школ, которую проводил руководитель Департамента образования и науки г. Москвы Исаак Калина.
Никто тогда не мог и предположить, что этот день станет днем рождения системы дополнительного стимулирования работы директоров образовательных учреждений Москвы за счет дополнительных занятий - платных кружков.
Презентация новой системы называлась так: "Оплата труда директоров как способ повышения мотивации на результат".
Эта презентация стала настоящим подарком для всех директоров московских школ: в самом конце видеоконференции их ожидал приятный сюрприз - вот эта таблица:
Таблица требует пояснений: в зависимости от общей суммы денег, оплаченных родителями за платные школьные кружки в течение учебного года, директор официально получил право получать в 2018 году, начиная с 1 февраля, - от 3% до 3,75% в месяц в виде премии.
В 2020 году процент понижался, так как, по расчетам департамента, доходы директоров школ к тому времени и так в достаточной степени увеличивались по сравнению с 2018 годом. По данным источника "НИ" в системе столичного образования, минимальная зарплата директора в 2020 году уже составляла 180 тысяч рублей.
О презентации И. Калины системы мотивации директоров не писали государственные СМИ, не сообщали по ТВ - это считалось "внутренним" приказом, не рекомендованным для огласки.
Этому есть вполне разумное объяснение: мотивация директоров не за счет побед учащихся школ в Олимпиадах или других соревнования в области знаний, а за счет увеличения числа платных кружков и числа посещающих их детей - многие, как и наш источник в сфере образования, могли бы посчитать "аморальным поступком", а так - все шито-крыто.
Но даже если уйти от этической составляющей этой истории, то все равно получается, что директор школы "мотивируется" увеличивать число платных кружков, а стало быть - уменьшать число бесплатных кружков. Налицо - та самая КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ школьного образования, в которой директора школ выступают обычными предпринимателями, но использующими бюджетные ресурсы.
Конечно, предавать огласке такой подход к системе образования, которая Конституцией РФ гарантируется как бесплатное образование, - глупо и даже опасно для карьеры чиновника.
Вот и ответ на вопрос: почему так строго министр Правительства Москвы И.И. Калина обошелся с двумя своими подчиненными, благодаря действиям которых, "мотивация директоров" стала доступна сотням тысяч читателей газеты "Новые Известия".
Еще один важный вопрос: насколько добровольно директора школ №113 и №1788 брались за перо, когда писали заявления, в которых просили резко понизить свои доходы, а стало быть и уровень жизни?
О том, что директор школы № 113 не сошла с ума, а, судя по всему, просто "прислушалась к доброму совету" руководителя столичного образования, говорит хотя бы тот факт, что на звонок автора этой статьи, попытавшегося расспросить о странном заявлении, Оксана Александровна, не скрывая своего раздражения и гнева, заявила:
"Я на Вас в суд подам!"
На тот же самый вопрос директор Ездов ответил в письменной форме, на официальном бланке школы № 1788, попросив опровергнуть информацию, содержащуюся в статьях "НИ":
Как ни странно, но ответ рядового директора столичного образования рядовому родителю московской школьницы описал некоторые принципы работы системы образования в Москве:
1. Материальное стимулирование директоров учебных заведений увеличивать коммерческую составляющую системы образования.
2. Повышение заработков учителей за счет платных кружков, что позволяет мэру Москвы рапортовать о росте заработной платы педагогов.
3. Опустошение карманов москвичей, оплачивающих работу всяких "диспетчеров" платного дополнительного образования.
Приведем подтверждения этих трех тезисов. Вот что пишет А. Ездов, цитата:
"Сумма ежемесячного платежа составляет 2 500 рублей и не зависит от количества проведенных занятий в месяце".
Вот такая позиция руководителя 4-х московских школ и 9-ти детских садов - брать деньги с родителей, даже в случае, когда занятия в платных кружках не проводятся. Даже в эпоху карантина!
Возможно, А. Ездов имел в виду количество посещений ребенком занятий, возможно, но что ему мешало написать то, что он имел в виду?
Возможно, плохое знание русского языка, возможно (автор этой статьи, как родитель одной из учениц школы № 1788, направил образец письма А. Ездова в Департамент образования и науки г. Москвы с просьбой проверить грамотность директора).
А может быть - это оговорка по Фрейду - это когда сидит в голове мысль о том, что надо брать с москвичей деньги, чтобы ни происходило в стране, и все тут.