Людмила Бутузова
Тем не менее губернатор подтвердил свое намерение. На днях, с опережением графика, закрыли мусорный полигон «Непейно» под Дмитровом. Свалка была заложена почти полвека назад, в 70-х, и давно уже выработала свой ресурс. Здесь хранились отходы IV класса опасности. «Более 44 лет этот советский мусорный артефакт портил окружающую среду и отравлял жизнь местных жителей, но сейчас ему пришел конец», — сообщили в региональном МинЖКХ. Расправились со свалкой очень просто -положили поперек дороги бетонные заграждения – и атмосфера в городе сразу улучшилась. Причем настолько, что Андрей Воробьев с семьей решил провести в Дмитрове новогодние каникулы.
Также в декабре, по сообщениям СМИ, был закрыт полигон "Егорьевский". Но вряд ли жители этому обрадовались –под Егорьевском в деревне Поцелуево открывается мусороперерабатывающий комплекс «Восток», рассчитанный на обработку 500 тысяч тонн отходов в год и на захоронение мусора в тех же объемах. Вони будет в сто раз больше, чем от дышащего на ладан старого полигона.
Откровенно говоря, планы губернатора Воробьева очистить область от свалок во многом похожи на фокусы с переодеванием. На конец 2019 года, если верить официальным данным, в Подмосковье осталось 11 действующих полигонов (28 были закрыты или приостановлены в прежние годы). Два из них в ближайшее время планируется модернизировать в современные комплексы по переработке отходов. Пять уже запущены с 2018 года (самый скандально известный в г.Рошаль). Прошли пусконаладочные работы под нагрузкой на шестом КПО «Алексинский карьер» в Клину. Всего на территории области будет 12 новых комплексов. Присмотреться поближе, так новое у них только название, а на деле это все те же старые полигоны, непомерно расширившие свои площади и продлившие себе срок службы на 3-5-10 лет.
В частности, полигон «Алексинский карьер» возле Клина открывался в 90-х годах с планами работы всего на 20 лет, его площадь составляла 20 га. Однако вместо закрытия его территория увеличилась ещё на 12 га, а теперь с созданием комплекса ТКО обсуждается возможность присоединения к нему ещё почти 40 га земли с продлением работы до 2030 года.
Несколько свалок – «Ядрово», «Лесная», «Торбеево»- в последние годы в разы увеличили свою площадь. Несмотря на жалобы и протесты местных жителей, их работа продлена на неопределенное время. Во всяком случае, речь о закрытии в 2020 году уже не идет. Крохотная свалка в деревне Храброво вместо того чтобы исчезнуть из охранной зоны музея-заповедника Бородино преображается в мощнейший комплекс по утилизации и переработке мусора г. Москвы.
В столице, собственно, и надо искать причину того, что губернатор Подмосковья, заявляя о полной расчистке области от свалок, в очередной раз станет обманщиком и завалит ее мусором еще больше. Планы Воробьева хороши и даже исполнимы, если бы дело касалось только отходов, которые производит сама область. Но рядом Москва, где образуется более 13 млн тонн бытовых и промышленных отходов в год. Девать их некуда – только под нос соседу, хочет он или не хочет этого. Это подтверждает и территориальная схема обращения с отходами, в декабре изобретенная чиновниками столичного правительства. Она рассчитывает на те же старые и переполненные полигоны в Подмосковье, которые «младший брат» должен еще и модернизировать для увеличения их мощности. Надо отдать должное команде Воробьева: при обсуждении схемы ей удалось согласовать с Москвой втрое меньший объем вывоза столичных отходов. «Сошлись на 3,4 млн. т в год против 10-12 млн. тонн в прежние годы», - сообщил представитель министерства ЖКХ Подмосковья. - Таким образом, за десять лет в область будет вывезено около 34 млн т.»
Но, как уже писали «Новые Известия», проект терсхемы имеет в виду только тот мусор, который накапливается в столице сейчас и совершенно не учитывает, какой объем отходов возникнет в результате реновации. С началом массового слома пятиэтажек из Москвы ежедневно предстоит вывозить уже не 9,5 тонн КБО, а втрое больше. Четыре комплекса, которые есть в Подмосковье, способны перерабатывать всего 5% отходов, еще процентов семь возьмут на себя предприятия, открытие которых ожидается в течение следующего года. А остальное куда? Да вот туда же – в чрево грязных полигонов, которые само же Подмосковье услужливо и вынужденно расширяет для Москвы.
Необходимость учитывать и предугадывать мусорные интересы столицы ставит под вопрос будущее собственной реформы в Подмосковье. С начала нынешнего года область реально перешла на раздельный сбор отходов. Все площадки оснащены баками двух типов. В синие нужно помещать «сухие» отходы - бумагу, пластик, стекло и прочее вторсырье. В серые - «мокрые» отходы, органику. Причем во многих муниципалитетах Подмосковья эту систему начали успешно внедрять в качестве «пилота» еще несколько лет назад.
Итог: благодаря раздельному сбору в регионе более 1 млн тонн мусора в этом году отправилось в переработку, а не было брошено разлагаться на свалках. В следующем году планировалось, что объем отходов в переработке увеличится вдвое. А вот Москва так и не сумела выстроить цивильные отношения с мусором, все валят кулем и в контейнеры у дома, и кулем же вывозят в область.
«Это создаст напряжение между регионами и, боюсь, обнулит успехи Подмосковья по раздельному сбору»,- опасается председатель совета Национального экологического корпуса России Тимур Усманов.Обнулят их скорее мусоросжигательные заводы, которые упорно продвигает Москва, - считает политик Дмитрий Гудков. Четыре завода в Наро-Фоминске, Солнечногорске, Воскресенске и Ногинске с 2022 года начнут сжирать все подряд, включая экологию и человеческие жизни. Но это будет уже другая история. Есть шанс, что она вообще не состоится - под Новый год ее отменит Дед Мороз или губернатор Воробьев. Ведь удалось же это ему со свалками.