Posted 25 декабря 2019, 06:01

Published 25 декабря 2019, 06:01

Modified 7 марта, 15:21

Updated 7 марта, 15:21

"Ростех" решил стать единым оператором промышленного мусора

25 декабря 2019, 06:01
Глава "Ростеха" Сергей Чемезов предложил наделить госкорпорацию функциями федерального оператора по обращению с отходами 3-5 классов опасности (промышленные отходы).

Об этом пишет издание РБК, в распоряжении которого оказалось письмо госкорпорации на имя вице-премьера Алексея Гордеева. Сергей Чемезов полагает, что отсутствие единого оператора промышленных отходов, "ставит под угрозу исполнение в установленные сроки мероприятий", предусмотренных национальным проектом "Экология".

Глава "Ростеха" отмечает в письме, что единым федеральным оператором по обращению с отходами 1-2 классов опасности (радиоактивные отходы, батарейки и ртутные лампы) является госкорпорация "Росатом", а федеральным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) - "Российский экологический оператор" (РЭО).

В "Ростехе" также обращают внимание на тот факт, что точных данных насчет объема промышленных отходов 3-5 классов в Российской Федерации нет. К таким отходам относятся отходы от добычи полезных ископаемых, лом металлов от бывших в употреблении труб, дерево, строительный мусор и проч.

Напомним, в 2019 году в России стартовала так называемая "мусорная реформа". В каждом российском регионе полномочия на вывоз мусора возлагается на единого оператора. В декабре текущего года Госдума приняла закон, согласно которому сжигание мусора с выработкой энергии с 1 января 2020 года будет считаться переработкой. Российские экологи активно выступали против принятия данного закона.

Законопроект о приравнивании сжигания мусора к его переработке, по мнению источников газеты "Коммерсант", был разработан в интересах компании "РТ-Инвест", которая является "дочкой" "Ростеха".

"РТ-Инвест" планирует к 2022 году построить четыре мусоросжигательных завода в Подмосковье и один в Татарстане. 16 декабря в Татарстане были задержаны активисты, выступавшие против строительства мусоросжигательного завода.

Отметим, что идею сжигания мусора до принятия закона активно поддерживал Дмитрий Кобылкин, глава Министерства природных ресурсов и экологии. Свою позицию Дмитрий Кобылкин аргументировал тем, что даже если выбирать 100% полезных компонентов перед тем, как отправить мусор на сжигание, то во вторичный оборот можно отправлять не более половины собранных отходов - так называемых "хвостов".

"Хвосты", не подлежащие переработке, можно сжечь или захоронить. Однако, если захоронение будет производиться на полигонах, то будет "заложена мина для наших детей", пояснял министр Кобылкин. Он также высказывал опасения о том, что горящие свалки обеспечивают кратно больший выброс диоксина, чем годовой выбор с мусоросжигательного завода.

Предложение "Ростеха" по утилизации промышленных отходов – это лоббизм для получения корпорацией дополнительных денег из бюджета. В России уже есть федеральный оператор по ТКО, федеральный оператор по 1-2 классам опасности, есть регулятор – Минприроды. Об этом рассказала в интервью радио Sputnik член общественного совета Минприроды, эксперт по экологическим правам совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Елена Есина.

"Эта инициатива понятна с точки зрения пролоббированного закона, который приравнивает мусоросжигание к утилизации. У нас есть федеральный оператор в лице «РосРАО», который уже наделен полномочиями по отходам 1 и 2 класса – это промышленные отходы, ртутные лампы, аккумуляторы. Понятия техногенных отходов в законодательстве нет. Подразумевается, что техногенные отходы – это хвосты после переработки полезных ископаемых, хвосты после металлургических заводов. Но у "Ростеха" по регламенту другие цели и задачи. Как они собираются утилизировать и что делать? Получается у семи нянек дитя без глаза. У нас есть федеральный оператор по ТКО, федеральный оператор по 1-2 классам, есть регулятор – Минприроды. Все эти вопросы находятся под его контролем", – считает Елена Есина.

Подпишитесь