Posted 20 ноября 2019, 12:53
Published 20 ноября 2019, 12:53
Modified 7 марта, 15:23
Updated 7 марта, 15:23
Пакет структурных реформ, являющихся критически необходимыми для ускорения темпов роста российской экономики до уровня выше среднемировых (в 2021 году минимум до 3%), разработан в Министерстве экономического развития. Для оперативного управления процессами глава этого ведомства Максим Орешкин намерен создать новую соответствующую структуру в правительстве. Как сообщает РБК, эти предложения направлены Орешкиным первому вице-премьеру, министру финансов Антону Силуанову.
Проведением реформ займется комиссия правительства по экономическому развитию, для оперативной же работы Минэкономразвития предлагает создать специальный новый орган управления — подкомиссию по обеспечению экономического роста и содействию реализации структурных реформ, возглавить которую намерен сам Орешкин (этот факт подтвердил изданию федеральный чиновник на правах анонимности). Основной сферой деятельности подкомиссии станет рассмотрение структурных реформ и разногласий по ним в правительстве, а также создание предложений по необходимым мерам и подготовка заключений об экономической ситуации в стране.
Глава Минэкономразвития предлагает сконцентрироваться на шести основных направлениях, в числе которых: стимулирование инвестиционного спроса и улучшение соответствующего климата, развитие конкуренции и повышение эффективности рынка труда, развитие финансового рынка и увеличение сбыта российских товаров и услуг, а также технологическое и инновационное развитие.
Речь об ускорении роста российской экономики до общемирового уровня и выше ведется уже не первый год. Впрочем, если сравнить: согласно прогнозу МВФ, за 2019 год мировой ВВП вырос на 3%, а российский — на 1,3%.
Напомним, что правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции создавалась для борьбы с последствиями финансового кризиса в 2009 году. До Силуанова ее возглавлял Игорь Шувалов.
Директор Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России Владимир Назаров в комментарии “НИ” пояснил, что выйти на более высокий стабильный уровень роста возможно, но подходить к решению проблемы необходимо комплексно:
“В принципе добиться такого темпа ускорения возможно. Например, чуть большим темпом растет соседний Казахстан. В этой задаче нет ничего нерешаемого, и от Казахстана нас в худшую сторону отличают только санкции, но опять-таки этот фактор не является таким критичным, чтобы мы до трех процентов не могли ускориться.
Задача реальная, другое дело, что структурные реформы должны охватывать все сферы, в том числе, например, важнейшую судебную реформу.
В течение какого-то года ускориться до трех процентов — абсолютно реально, это можно и комиссию не создавать. Но сделать темпы роста устойчивыми, чтобы они из года в год были стабильными — не за счет каких-то вливаний разовых в экономику, конечно, без структурных реформ невозможно”.
Владимир Оленченко, старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН, в беседе с “НИ” подчеркнул, что создание подкомиссии позволит агрегировать мнения различных заинтересованных ведомств, а это способно обеспечить наиболее объективный подход к решению поставленных задач:
“Замысел в том, чтобы создать стабильный устойчивый рост экономики России, который поддерживался бы на высоком уровне. Если говорить о предложении Орешкина, оно является результатом дискуссии между ним, Силуановым и Набиуллиной об уровне инфляции. Силуанов считает, что уровень инфляции сейчас, конечно, низкий, но надо придерживаться целевой инфляции в 4%, которая обеспечивает доходы предприятиям, хозяйственным объектам и, соответственно, повышает доходную часть людей, которые трудятся. А Набиуллина справедливо считает, что целевая инфляция обеспечивает макроэкономическую стабильность. Орешкин, в свою очередь, считает, что таким образом органы управления воздействуют на предложение, а он предлагает воздействовать на спрос. Под спросом он понимает, чтобы больше требовали товаров, больше покупали. И его предложение заключается в том, чтобы начать структурировать экономику в этом направлении.
Понятно, что какое-то одно ведомство не сможет все делать, поскольку это связано и с деятельностью других ведомств. Поэтому, наверное, логично предложить подкомиссию, в которую вошли бы ведомства, от которых зависит и возможность проведения структурных реформ: это и Министерство финансов, и Министерство торговли и т.д.. Это могло бы стимулировать постоянные новации — не хочется говорить о постоянных структурных переменах.
Орешкин мыслит конструктивно. Выстроенная им схема подкомиссии и предложений по мерам стимуляции, она, безусловно, нужна. С другой стороны надо учитывать, что он все равно смотрит на ситуацию через призму своего ведомства. Видимо, нужно пропустить эти предложения и идеи через фильтр других связанных с этим ведомств, уточнить их мнение, поскольку они видят другие аспекты, которые ему не заметны.
Эта подкомиссия могла бы стать именно такой площадкой, где эти мнения заинтересованных ведомств апробировались, сходились повседневно, в рабочем порядке”.