Posted 23 ноября 2018,, 09:50

Published 23 ноября 2018,, 09:50

Modified 7 марта, 16:33

Updated 7 марта, 16:33

Не к месту. Золотые купола портят облик исторических храмов Беларуси

Не к месту. Золотые купола портят облик исторических храмов Беларуси

23 ноября 2018, 09:50
Фото: 1863x.com
Многие представители белорусской общественности выражают беспокойство тем, как происходит реставрация некоторых старых храмов. Дело в том, что в Беларуси в былые века господствовали такие стили архитектуры, которые не предусматривали золотых куполов и стремление сделать храм "православнее" нарушает гармонию его облика.

Беларусь сильно пострадала от многочисленных войн, прокатывавшихся по её территории, но тем не менее здесь,особенно в небольших городках и сёлах, сохранилось много памятников архитектуры. К России Беларусь присоединилась только в конце XVIII века в ходе разделов Речи Посполитой и потому местные старые храмы - это часто костелы и униатские церкви XVII-XVIII веков. Многие из них занесены в Список памятников архитектуры и охраняются государством. Некоторые были переданы в пользование Белорусской православной церкви с условием поддержания сохранности и, если нужно, проведения реставрационных работ. Но при такой реставрации внешний облик храмов иногда меняется, так как памятники "подгоняют" под русскую православную эстетику.

"Это выражается в массовом и бездумном насаждении архитектурных элементов, например, кокошников, шатров, луковичных куполов, - пишет Виктория Пальчис на сайте 1863x.com Белорусские же храмы, построенные в стиле готики, классицизма, барокко не терпят этих чуждых элементов, которые разрушают аутентичный облик памятников XVI-XIX веков. Не говоря уже о том, что это верх безвкусицы и просто издевательство над архитектурным стилем.

Купола, встречающиеся в архитектуре Великого Княжества Литовского отличаются от русских куполов-луковиц своей многоуровневостью, наличием граней и сложностью силуэта. Также диаметр такого купола не превышает диаметр основания, а вот "луковица", наоборот, очень выпуклая, объемная и имеет гладкие бока.

Церковь Святых Бориса и Глеба. Место расположения - город Новогрудок, Гродненская область

В 16 веке храм был перестроен в готическом стиле. Но еще через столетие собор снова подвергся перестройке — на этот раз приобрел черты стиля ренессанс и были достроены башни. Теперь церковь могла служить для обороны во многочисленных войнах, которые бушевали на наших землях в 17 веке. В 2010 году новогрудскую церковь начала реставрировать БПЦ, и изменила оформление верха башен. Так на готическом строении появились кокошники, граненые шатры и купола-луковицы, что диссонирует с общим сдержанным готическим стилем строения.

Костел Найсвятейшего Сердца Иисуса. Место расположения - деревня Малые Щитники, Брестская область

Костел был построен в 1742 году в стиле барокко. Простое в основании прямоугольное здание венчалось вальмовой крышей, а фасады украшены пилястрами. Центральным элементом лицевого фасада был фронтон с типичными для барокко "заломами". В 2000-ых годах БПЦ, в чье распоряжение поступил памятник архитектуры 18 века, начала реконструкцию храма. И вот что из этого получилось.

Может, церковь покрова Богородицы (а именно так сейчас называется бывший костёл) и стала после этого выглядеть более "православно", но искусствоведы, наверняка, плачут и рвут на себе волосы от такой безграмотности и насмешки над памятником архитектуры барокко.

Церковь Благовещения Богородицы. Место расположения - деревня Малые Ляды, Минская область.

Строительство церкви в стиле барокко было окончено в 1794 году, и первоначально она принадлежала униатам. В 1994 году была передана во владение БПЦ. В 2000-ых была проведена реконструкция, которая нарушила архитектурное единство здания. Прямо над фигурным барочным фронтоном появился огромный золотой купол, увенчанный типичной московской "луковицей". Мало того, что исторически его никогда тут не было и сама архитектура здания его никак не подразумевает. Да и, наверняка, даже неискушенный сторонний зритель в состоянии оценить, что этот купол абсолютно неуместен и смотрится дисгармонично. Теперь уже сложно сказать, к какому стилю относить это здание, которое, между прочим, является охраняемым государством памятником архитектуры.

Костел Опеки Найсвятейшей Панны Марии. Место расположения- город Витебск.

Костел был построен из дерева в конце в 1760 году, а в 1814 году его перестроили из камня. Современный вид бывшего костела уже мало чем напоминает стиль классицизм. Ко всему прочему в нишах на фасаде здания появились росписи, чего до этого никогда не было. Так витебский костел, пример белорусского классицизма, превратился в Покровскую церковь в неопределенном архитектурном стиле.

Почему так происходит, что памятники, формально охраняемые государством, подвергаются перестраиванию в нарушение не то что правил реставрации, но и здравого смысла. Неужели БПЦ и ее священнослужители не понимают, что нельзя на старые готические здания лепить кокошники, а позолоченные луковицы ставить на костельные храмы в стиле барокко? Почему бездействует государство и не мешает уничтожать памятники архитектуры, превращая их в нелепые "новострои"?

По мнению специалистов в области архитектуры, истории и реставрации, основная проблема лежит в юридической плоскости. В Беларуси после обретения независимости было отменено лицензирование реставрационной деятельности. Это привело к тому, что реставрацией занимаются не узкие специалисты в сфере искусствоведения и истории, а простые строители и монтажники. Фактически получается так, что, согласно законодательству, никто конкретно не несет ответственность за сохранность памятников истории и не имеет власти пресекать те или иные действия.

Еще одна важнейшая проблема реставрации в Беларуси заключается в отсутствии специалистов. Исследования в сфере реставрации не финансируются, поэтому теоретическая разработка проблемы очень слабая. Система образования не готовит профессиональных реставраторов, а в стране отсутствует сообщество специалистов, которое могло бы давать экспертные оценки и профессиональное понимание тех или иных вопросов в области сохранения культурного наследия".

"