Незаконный снос этого комплекса начался вчера, причём градозащитники уведомили собственника этой территории и администрацию Мытищ о наличии у памятника охранного статуса.
Тем не менее, снос продолжился. Вот что написала об этом варварстве общественный деятель Ольга Мельникова:
«Finita. Разгром завершается. Мытищи. Начался снос ансамбля зданий Метровагонмаша, на который в феврале была подана заявка. Как обычно, на выходных. Ансамбль имел статус объекта, имеющего признаки ОКН, то есть подпадал под защиту 73-ФЗ. ГУКН информировало собственников и администрацию о том, что искажать облик нельзя. Исказили. Ломают также и соседний корпус. Прямо сейчас. Люди в панике звонят во все инстанции. На фото - общий вид, идущий разгром, корпус как был.
Год постройки 1896-1898г.г. Архитектор, предположительно, Виктор Александрович Коссов, реконструировалось в 1911-1912 г.г. Здание Инструментального цеха выполнено в стиле индустриальной архитектуры конца XIX века. Визуально поделено на 5 одинаковых двухуровневых секций, оформленных в едином стиле. Северо-западный фасад имеет дополнительные 3 уровня в виде башни. Изначально здание состояло из 4-х секций (водонапорная башня стояла отдельно). Позже в том же архитектурном стиле, что и всё здание. была пристроена 5-я секция с 3-этажной башней.
Каждая секция оформлена щипцом, приближенным к стилистике крепостной стены с мерлонами. Первый уровень имеет панорамные окна, завершенные крупной лучевой кладкой. Второй уровень имеет оформление, состоящее из сгруппированных по два окон с лучевой кладкой и разделенных безордерными пилястрами. Окна расположены по всему периметру здания. Сейчас башня имеет 3 визуальных уровня. Первый имеет оконное оформление, идентичное периметральному оконному оформлению. Второй уровень оформлен окнами-бойницами с арочным декоративным элементом в виде архивольта и крупными пилонами. Позднейшая надстройка башни (2 этажа) выполнена простым кирпичным объемом с прямоугольными окнами без декора.
Публикую разгром территории Метровагонмаша. Теперь Мытищи - сирота. Савва Мамонтов, Арцыбушев, Бари, Шухов, Кекушев, Коссов, Паррот, Иванов-Шиц, Кларнет, Риттер, Травин, Астров, Кедрин, Колонцов, Кадомцев и многие другие городу не нужны. Не нужна городу и прекрасная туристическая территория, которая могла бы стать украшением Московской области - лофты, офисы, студии, музеи, выставочные залы, дорогое красивое жилье. Напомню слова экспертов об ансамбле в целом. (из заявки февраля 2018) Сложившийся на заявляемой территории архитектурный ансамбль промышленных зданий представляет собой яркий и гармоничный образец сочетания разнообразных стилей «кирпичной» архитектуры – индустриального, псевдорусского, псевдоготического и др. Богатство оформления и хорошо сохранившиеся объемы зданий подчеркивают ценность ансамбля.
Важно, что также сохранилась часть подлинных интерьеров, первоначального оборудования завода и несущие конструкции в ряде зданий в практически неизменном виде. В ряде корпусов сохранилось оригинальное остекление. Можно говорить о высокой степени сохранности большинства зданий ансамбля и его уникальности как одного из крупнейших и полно сохранившихся комплексов промышленной архитектуры в Подмосковье, имеющих важное историческое значение не только как градообразующее предприятие, но и в масштабах всей страны.
В настоящее время заявленная территория и корпуса старинных цехов являются цельным ансамблем памятников промышленной архитектуры, образцом заводского транспортного машиностроения конца ХIХ - середины ХХ веков, сохранившимся до наших дней фактически в неизменном виде и являющийся единственным памятником на территории Мытищинского городского округа, Московской области и одним из немногих сохранившихся памятников подобного уровня в России. Ансамбль иллюстрирует важные этапы в истории нашего государства и может служить важным источником информации по изучению истории развития промышленности...»
Многочисленные комментаторы этого поста ссылались и на международный опыт сохранения и использования такого рода памятников:
- Завод по строительству поездов в Вильдау около Берлина. Здание служит городу, ему придали новые функции. И кто скажет, что в Мытищах нельзя было сделать похоже?»
- Мытищинский Метровагонмаш – преемник Мытищинского машиностроительного завода. В начале XX века, ещё во времена Российской империи, сюда приглашали специалистов со всей державы. Здания завода имеют выдающуюся архитектуру и при желании здесь можно было бы сделать классный лофт-центр.
Однако, жадность и ничтожество застройщиков крайне негативно сказывается на культурном наследии нашей страны. Последние здания в Мытищах с нормальной архитектурой займут безликие многоэтажки – символ жадности и коррупции.
- Снос Метровагонмаша – уголовное преступление. Собственник и администрация Мытищ были уведомлены о наличии статуса «Объекты имеющие признаки объекта культурного наследия».
- Система государственной охраны памятников в Подмосковье доведена до того состояния, что всякая экспертная, проектная, градозащитная и пр. активность теряет смысл. Пиши заявления - не пиши, переделывай экспертизы - не переделывай, проектируй зоны охраны - не проектируй, совещайся часами - не совещайся, митингуй - не митингуй - все равно получишь... тот результат, который нужен земельно-строительной мафии под руководством губернатора Воробьева.
Ольга Мельникова вспомнила и все необратимые потери последних лет:
«Три знаковых объекта Московской области, униженных и уничтоженных полностью за последние несколько лет. Все три связаны с славной историей нашей страны. Академия им. Гагарина, Монино. Дом Стройбюро, Болшевская трудовая коммуна, Королев. Завод Метровагонмаш, Мытищи...»
От редакции
После публикации материала пресс-служба "Метровагонмаш" прислала следующее письмо, из которого следует, что никакого беспокойства у владельцев предприятия разрушение исторических зданий не вызывает:
Заявление ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ» на публикации по вопросу сноса старых зданий и сооружений
В течение последних дней в социальных сетях и СМИ появились фото- и видеоматериалы, сопровождающиеся рассказами о сносе на территории ОАО «Метровагонмаш» некоторых строений. Общество считает необходимым довести до сведения общественности нижеследующую достоверную информацию.
Действительно, ОАО «Метровагонмаш» приступило к сносу отдельных обветшавших старых промышленных зданий, принадлежащих Обществу и находящихся на его территории. Данные постройки не относятся к памятникам истории и архитектуры, не включены в государственный реестр объектов культурного наследия либо в перечень выявленных объектов культурного наследия. Действия Общества не нарушают действующего законодательства.
Сносимые сооружения не эксплуатируются предприятием с 2013-2014 гг., они отключены от электроснабжения и других коммуникаций. Постройки устарели морально и физически изношены, в них не представляется возможным организовать производство, соответствующее современным требованиям безопасности и технологиям.
Являясь крупным современным предприятием, производителем высокотехнологичной машиностроительной продукции, ОАО «Метровагонмаш» уделяет большое внимание развитию собственного производственного комплекса, обеспечению достойных и безопасных условий труда сотрудников. Предприятие располагает всем необходимым для машиностроительного производства. Завод имеет современные производственные цеха, оснащённые высокопроизводительным оборудованием, мощные покрасочные комплексы, а также инструментальное производство и производство нестандартного оборудования, позволяющие обеспечить высокий технический уровень выпускаемых изделий.
ОАО «Метровагонмаш» успешно реализует крупные проекты, связанные с поставками поездов метро в метрополитены Москвы, Санкт-Петербурга, ведет активную работу по выходу на новые рынки.
Пресс-служба ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ»