Posted 1 июня 2018,, 06:00

Published 1 июня 2018,, 06:00

Modified 7 марта, 16:49

Updated 7 марта, 16:49

Чубайс, Серебренников, Собчак... Кого объединит «Кинотавр-2018»

Чубайс, Серебренников, Собчак... Кого объединит «Кинотавр-2018»

1 июня 2018, 06:00
В субботу в Сочи откроется «Кинотавр», 29-й по счету. Через несколько часов центр города будет огорожен высокими сетками, за которыми столпятся местные любопытные. Каждый раз приходится опускать глаза, пробегая мимо них, - чувствуешь себя то ли зверем в вольере, то ли – наоборот – наблюдающим за теми, кто за решеткой.

Екатерина Барабаш, Сочи

Сколько приходится ездить на фестивали, и везде – обычные невысокие заграждения. И только у нас – сетки-решетки выше человеческого роста и вцепившиеся в них с той стороны желающие увидеть живого Урганта и Хабенского. Правда, на всякие случай тут аплодируют всякому, кто ступил на синюю дорожку Зимнего театра. Тем более что по дорожке густо дефилируют сериальные звездочки, которых местные жители знают в основном по рекламным обложкам полуглянцевых и женских журналов.

Первым, как обычно, на открытии выступит президент фестиваля Александр Роднянский, хозяин этого действа уже больше десяти лет. Выкупив у Марка Рудинштейна «Кинотавр», он решительно взялся за обновление фестиваля. Тем более что такой момент явно назрел. Рудинштейн создавал «Кинотавр» еще в советское время, и вскоре, в 90-е, он стал чуть ли не единственным подспорьем для тогдашнего кинематографа – прокат умер, киноиндустрия еще не родилась, но кино худо-бедно снималось. Очень худо и очень бедно, поэтому Марк Рудинштейн оказался очень кстати. Потом ситуация стала постепенно меняться, кино у нас снимают очень худо, но совсем не бедно, прокат своим существованием доказывает, что чудеса случаются, и «Кинотавр» занимает на карте культурных событий совсем другое место. Из полудомашнего приятного междусобойчика Роднянский сделал его заметным светским культурным событием с весомыми для дальнейшей судьбы участников наградами. В этом году даже отдельной строкой гостей и участников предупреди о введении дресс-кода – платья в пол, сюртуки, манишки, жабо и пр. Хотя наш народ так просто голыми руками не возьмешь – джинсы и футболки наверняка будут представлены на открытии в ассортименте.

Откроется фестиваль фильмом Кирилла Серебренникова «Лето». Обычное дело – открывать «Кинотавр» фильмом из Каннской программы. Необычное дело – статус режиссера. Со стороны организаторов фестиваля открыть самый крупный российский кинофестиваль фильмом опального художника – поступок. Не так чтобы совсем героический, но достойный. Одно дело – Канны, им за это ничего не будет. Впрочем, Роднянскому тоже ничего не будет. Но все равно приятно.

В этом году в основном конкурсе представят 12 полнометражных игровых фильма. Заранее трудно выделить что-то наиболее заметное, но привлекательного на первый взгляд достаточно. «Война Анны» Алексея Федорченко уже участвовала зимой в Роттердамском кинофестивале. Это экспериментальный фильм, технически очень интересный. Героиня картины – шестилетняя еврейская девочка, которая во время оккупации ее села немцами прячется в их комендатуре в дымоходе. Почти вся картина снята в замкнутом пространстве дымохода, и это действительно очень круто.

Сергей Ливнев, первопроходчик такого подзабытого явления, как «малобюджетное кино», вернулся к профессии режиссера и теперь везет на «Кинотавр» фильм «Ван Гоги» совместного российско-латвийского производства с Алексеем Серебряковым, Еленой Кореневой, Даниэлем Ольбрыхским в главных ролях. Авдотья Смирнова впервые вывела в киносвет своего мужа Анатолия Чубайса – он значится в титрах как продюсер ее картины «История одного назначения», рассказавшей историю из молодости Льва Толстого. Наталья Мещанинова, один из самых ярких на сегодня российских режиссеров и сценаристов, участвует в конкурсе с фильмом «Сердце мира» о молодом егере. Иван Твердовский покажет фестивалю свою новую, третью по счету, картину «Подброс», которая уже приглашена в конкурс Карловых Вар, где этого молодого режиссера любят с его первого фильма, «Класс коррекции». Дмитрий Месхиев, ныне руководящий культурой в Пскове, везет свою новую картину «Два билета домой». В одной из главных ролей – Сергей Гармаш, он же – и один из авторов сценария, что уже само по себе любопытно.

Молодой режиссер Анна Матисон вместе с мужем Сергеем Безруковым в качестве продюсера инсценировала для экрана «Заповедник» Довлатова. Попробуйте угадать, кто в главной роли. Действие романа перенесено в наши дня, а главный герой – не писатель, как у Довлатова, а музыкант.

Нововведение этого года, для многих неожиданное – конкурс дебютов. Еще недавно представить себе, что можно будет набрать дебютов на целый отдельный конкурс, казалось немыслимым. Но в этом году впервые на рассмотрение было прислано столько первых режиссерских опытов, что стало ясно: с ними надо что-то делать. Пришлось придумать для них отдельную нишу, что с одной стороны, конечно, радостно, а с другой – усложнит жизнь тем, кто будет писать про фестиваль, - свободное время окажется практически съеденным. Но кому не хочется пострадать за отечественное искусство? Особенно на берегу Черного моря. Когда-то на «Кинотавре» существовал конкурс дебютов, но потом как-то резко стало нечего выбирать и первых работ, и конкурс отменили.

На волне общего увлечения гендерными играми уже прозвучали упрек в адрес «Кинотавра», что опять в конкурсе мало женщин – всего три из двенадцати режиссеров. 25 процентов. Стад и позор. На Каннском фестивале вон аж 82 женщины с мировым именем встали в шеренгу и овладели «звездной дорожкой» в знак солидарности с женщинами-кинематографистами. Со всего мира слетелись, даже почти 90-летняя Аньес Варда добралась. Хорошо бы и у нас так, только не представляю – где столько женщин с мировым именем набрать? Или хотя с континентальным. И кто им будет оплачивать поездку, если у «Кинотавра» сейчас совсем туго с деньгами? Государство выделяет сущие крохи, а частные инвесторы что-то не спешат вкладываться.

Традиционно состоится и конкурс «Кинотавр. Короткий метр», где будут меряться своими молодыми силами как совсем юные, так и уже поднаторевшие в кинематографе, но в другой его области. Свои режиссерские способности впервые испробуют актрисы Ксения Раппопорт и Мария Шалаева, актеры Семен Трескунов и Петр Федоров, а также еще два десятка начинающих режиссеров.

В заключение фестиваля, на церемонии закрытия, покажут фильм Веры Кричевской и Ксении Собчак «Дело Собчака». Это документальная лента о семье Ксении Собчак, о ее отце, об уголовном деле, которое на него завели в 1996 году, которое вынудило его уехать в Париж и которое, как считают, стало причиной его инфарктов и ранней смерти.

Но это будет уже в самый последний день «Кинотавра», до которого еще надо дожить, минуя все препоны в виде фильмов, пресс-конференций, круглых столов, презентаций и прочих опасностей на пути журналиста и кинокритика. Обо всех опасностях будем вас тут информировать.

"