Posted 15 июня 2017,, 15:17

Published 15 июня 2017,, 15:17

Modified 23 декабря 2022,, 13:38

Updated 23 декабря 2022,, 13:38

Триумфатором 28-го «Кинотавра» стал фильм о враче скорой помощи

Триумфатором 28-го «Кинотавра» стал фильм о враче скорой помощи

15 июня 2017, 15:17
В Сочи заверщился 28-й Открытый российский кинофестиваль. На церемонии закрытия фестиваля первым вручили свои награды представители Гильдии киноведов и кинокритиков, объяснив их число (три вместо двух обычных) «теснотой» конкурса.

Это был комплимент нынешней конкурсной программе, поскольку прошлогоднее «критическое» жюри с трудом нашло в тогдашнем конкурсе фильмы, удовлетворяющие требованиям актуальности, содержательности и оригинальности. На сей раз ситуация была иной ввиду наплыва качественных независимых картин, и пришлось выбирать призеров и дипломантов из 5- 6 равноценных картин.

В результате голосования аккредитованных на «Кинотавре» членов Гильдии наибольшее число сторонников собрала «Теснота» Кантемира Балагова, которой и был присужден приз, отныне носящий имя Даниила Дондурея, а дипломы достались фильмам, разделившим второе-третье места. Ими оказались «Турецкое седло» Юсупа Разыкова и «Голова. Два уха» Виталия Суслова.

Через несколько минут выяснилось, что эти же три картины отмечены и главным жюри: Балагов получил приз за лучший дебют, причем «вручант» Александр Велединский сравнил награду с «ключом, подходящим к множеству дверей», едва ли помня, к чему именно относилась эта фраза из стихотворения Бродского. Впрочем, знатоков поэзии в зале почти не было, и рискованное сравнение вызвало всего лишь пару смешков вместо хохота, который раздался бы в литературно-поэтической среде. Разыков взял приз имени Микаэла Таривердиева за лучшее музыкальное решение фильма со словами «по справедливости нужно было отдать его Вивальди». Суслов вместе со своим героем и соавтором Иваном Сошиным унесли с собой приз имени Григория Горина за лучший сценарий, а приз за режиссуру выпал Резо Гигинеишвили («Заложники»). Лучшей актрисой жюри признало Ингу Оболдину в фильме Кирилла Плетнева «Жги», лучшим актером - Александра Яценко в «Аритмии» Бориса Хлебникова. Ей же председатель жюри Евгений Миронов при горячей поддержке публики вручил главный приз «Кинотавра». Тут надо сказать, что фильмы о докторах - «Простые вещи» Алексея Попогребского, «Дикое поле» Михаила Калатозишвили, «Врач» Гоши Куценко всегда встречали на «Кинотавре» хороший прием, а первые два из них были награждены тем же главным призом, что и «Аритмия»..

Любопытно, что единственный упрек этой практически безупречной работе прозвучал из уст зарубежной киноведки, которая придирчиво наблюдает за гендерным соотношением в фильмах – она нашла в картине признаки дискриминации по признаку пола. По ее мнению, жене главного героя «Аритмии», тоже врачу, уделено слишком мало сравнительно с ее мужем времени, и это время она проводит на экране не как врач, а лишь как женщина. Автор этих строк шутки ради поинтересовался у режиссера и сценаристки Натальи Мещаниновой, зачем они так обделили героиню, и получил симметричный ответ: «Ради удовольствия прогневать феминисток».

Более существенные возражения вызвало распределение некоторых наград, прежде всего за режиссуру, поскольку многие сочли ее (и сценарий) слабым местом «Заложников», с чем трудно не согласиться – портреты молодых угонщиков недостаточно прописаны, а в композиции фильма слишком большое место занимает эпизод перестрелки в самолете, в таком формате пригодный для боевика, а не для авторского фильма. И все же, поскольку картина говорит о важных вещах и представляет интерес для зрителей, наградить ее стоило – но другим призом, вроде того, что достался не лишенному остроумия, но пустоватому «Блокбастеру Романа Волобуева. А приз за режиссуру, как можно было услышать в кулуарах, имело смысл отдать тонкому фильму Юсупа Разыкова, награду же за лучший сценарий присудить «Близким» Ксении Зуевой.

После церемонии закрытия фестиваля состоялась премьера комедии «Про любовь – 2. Только для взрослых», спродюсированной автором фильма «Про любовь» Анной Меликян. Вторая картина построена наподобие первой и так же смешит, но состоит из новелл, снятых разными режиссерами, а вместо Ренаты Литвиновой сквозную и связующую роль лектора исполняет Джон Малкович. Кроме того, фокус внимания перенесен с телесного верха в телесный низ (в одной из новелл впервые в нашем кино речь заходит о свингерах), что придает повествованию изрядную пикантность. Учитывая звездный актерский состав - кроме Малковича, роли исполняют Анна Михалкова, Виктория Исакова, Федор Бондарчук, Гоша Куценко, Максим Матвеев и другие, - следует пожелать этому неординарному произведению успеха в прокате.