- Константин Анатольевич, что стоит за сменой названия? Обычно смена брендов происходит, когда бизнес ставит перед собой новые задачи и получает новые возможности.
- Предприятия «Росагромаша» за последние три года увеличили объемы производства в два раза. Этот год для нас также неплохой. Для того, чтобы успех был более устойчивым и чтобы решать более фундаментальные вопросы экономической политики и было принято решение о расширении Ассоциации. Наши ряды пополнили производители дорожной техники и пищевого оборудования, это еще свыше 30 крупных компаний по всей стране. В связи с этим и произошла смена названия.
- Производители сельхозтехники демонстрируют хорошие результаты, а новы компании в каком состоянии находятся?
- Те российские производители, кто пережил 90-е и нулевые годы и выпускает реальную продукцию на конкурентный рынок, априори не могут быть банкротами. Отсев слабых и старых уже произошел. Остались современные, конкурентоспособные игроки рынка. А если мы дадим им более комфортные условия, то это откликнется и увеличением мощностей.
Мы же постоянно напоминаем государству - хватить давить своих производителей! Не надо их травить как тараканов дустом путем непомерных налогов, задранных до небес банковских кредитов, избыточным бюрократическим контролем. Но важно понимать – одно предприятие не может отстаивать свои интересы в одиночку.
Есть, знаете ли, старая басня про прутики и веники, прутики можно поодиночке ломать, а с веником это сделать гораздо сложнее.
- Обновленная Ассоциация уже обратилась с заявлением к Правительству России продолжить программу господдержки отрасли. А в чем, собственно, ваши предложения?
- Есть только одно препятствие для роста – неправильная экономическая политика. У нас есть предложения как эту порочную линию исправить.
Во-первых, изменить политику Центробанка и напитать экономику доступными кредитами, вернуть государственные деньги в страну, переформатировать налоговую систему, придав ей стимулирующий характер, и в частности, ввести заново инвестльготу по налогу на прибыль, которая действовала еще при Примакове и которая действует сейчас во всех развитых странах. Она заключается в том, что если предприятие вкладывает в свое развитие деньги, то эти деньги минимально облагаются налогом или вообще не облагаются, за это вложение государство, наоборот, доплачивает, как, например, в Канаде.А если предприятие выводит деньги на покупку роскоши для своих руководителей, то тогда, извините, платите в казну по полной.
Опять же мы не устаем повторять: у нас все еще больше стимулируется вывоз необработанного сырья, а не глубокая переработка нефти, газа, леса и всего остального с дальнейшим выходом на экспорт. Нужно как раз сделать все наоборот.
- Кстати, об экспорте. На днях президент Лукашенко будто бы объявил о кооперации "Гомсельмаша" и "Ростсельмаша" в производстве комбайнов. Это хорошая новость для российских машиностроителей?
- Пока никакого решения в этом вопросе не найдено, за последние 10 лет ни одного комбайна из России, не было поставлено в Белорусь. Наверное, это происходит по причинам, мягко говоря, не совсем рыночным. Белорусь давно и активно поддерживает своих производителей сельхозтехники, наши компании получили поддержку государства несколько лет назад, так что обеим сторонам надо будет договариваться о сотрудничестве. Главное условие - экспорт продукции для обеих сторон должен быть унифицирован.
- Известно, что вы работаете в связке с Торгово-Промышленной Палатой, которой президент Путин поручил разработку программы стратегического развития экономики...
- У нас с ТПП - одни цели. И общее понимание способов их достижения. Не имеет никакого значения, кто будет считаться автором "русского экономического чуда", если таковое произойдет.
- Говорят, что в России уже некому работать. Вы понимаете , где взять кадры для будущего роста?
- Если закрыть все заводы, тогда действительно чуда не дождешься. А если объединить усилия и хорошенько подумать, то проблемы решаются. Мы, например, в "Росспецмаше" учредили специальную премию имени Александра Ежевского для студентов вузов 2-4 курсов, которые связаны с конструированием машин для сельского хозяйства. Надеемся с их помощью пополнить кадры. И таких мер может быть много. Главное, повторяю, повернуться лицом к отечественному производителю.