Posted 16 мая 2017,, 10:22

Published 16 мая 2017,, 10:22

Modified 8 марта, 01:57

Updated 8 марта, 01:57

Андрей Нальгин: Россия сдается Китаю. По сходной цене

Андрей Нальгин: Россия сдается Китаю. По сходной цене

16 мая 2017, 10:22
Андрей Нальгин
О том, чем на самом деле обернутся китайские инвестиции в российскую экономику пишет в своем ЖЖ популярный блогер

«Патриотическая» часть Рунета хором славит присоединение России к амбициозному китайскому проекту «Один пояс — один путь».

Якобы участие в нём принесёт нам огромные бонусы в виде оживления национальной экономики. И попутно похоронит американский проект глобализации, от которого Российской Федерации достались одни беды. Словом, он снова всех переиграл.

Это, разумеется, не первый случай практического воплощения детской парадигмы назло маме уши отморожу. Но самый дорогостоящий, если смотреть на отдалённые последствия для страны. И самый дешёвый, если прикинуть обещанную цену за превращение в китайского вассала. Чего же не учитывают «патриоты» Рунета?

На первый взгляд, всё прекрасно. Китайцы вкладывают деньги в строительство транспортной инфраструктуры на территории стран-участниц проекта. Новые коридоры связывают Поднебесную с потребителями в Западной Европе и Центральной Азии, уменьшая стоимость и сокращая сроки доставки товаров Made in China конечным покупателям.

Как во время строительства, так и в процессе эксплуатации построенных дорог в странах-транзитёрах расцветают различные бизнесы – сервисные, транспортные, ремонтные, складские и проч. Далее позитивные эффекты распространяются на смежные сектора экономики, и в конце концов на всей протяжённости «Пути» строятся новые заводы, города и логистические центры.

Попахивает Маниловым?

Очевидно, да. Подобные сладкие мечты не учитывают суровых реалий китайской экспансии. Довольно отчётливо их уже можно наблюдать в Лаосе, который одним из первых позволил втянуть себя в этот путеводный проект.

Девственные джунгли Лаоса с болью наблюдают за работой китайских инженеров, проектирующих очередной участок более чем 400-километровой железной дороги, которой предстоит стать частью транзитного коридора к Индийскому океану. В нескольких километрах рядом огромные китайские самосвалы, экскаваторы и грейдеры сметают всё лишнее с поверхности земли. Чуть дальше мощный проходческий щит китайского производства вгрызается в каменную скалу, пробивая ещё один тоннель. Неподалёку сделанные в КНР многотонные миксеры превращают китайский цемент в нужный дорожникам бетон. Песок для него, впрочем, местный. На стройке трудятся около 10 тыс. рабочих. Излишне говорить, что почти все они – китайцы. Локальные власти надеялись, что масштабный строительный проект улучшит ситуацию с занятостью в регионе. Но странным образом китайским подрядчикам не подошла местная рабсила. В итоге более-менее неплохо идут дела лишь у тех, кто сумели найти своё место в обслуге китайских строителей. Например, сутенёры и их «живой товар» таки получили кусочек от китайских инвестиций в дорожную инфраструктуру Лаоса. Прочим не перепало и этого. А некоторые оказались и вовсе в проигрыше. Так местным фермерам, по чьим землям должна пройти строящаяся магистраль, обещали компенсацию – примерно по 10 долл. за каждую сотку земли (рыночная её стоимость составляет в среднем 100 долл.). Но не выплатили даже таких крох: власти просто приняли закон, аналог которого в России называют «сочинским».

Но если для Лаоса «Новый шёлковый путь» означает всё же какой-никакой, но приход цивилизации, то для России подключение к дорожному проекту Китая несёт целый ряд дополнительных минусов.

Во-первых, оказывается в пролёте Транссиб, для которого северный транзитный коридор – прямой конкурент.

Во-вторых, из-за жёстких требований китайской стороны, настаивающей на 100%-м использовании собственных материалов и оборудования, ничего не выгадают от проекта российские производители товаров-аналогов (а скорее всего, они банально проиграют в конкуренции китайцам, для которых «Путь» ещё шире распахнёт двери на новые рынки).

В-третьих, бремя эксплуатационных издержек должна будет нести российская сторона, а до распределения прибылей дело дойдёт лет через 10-15 по оптимистичным прогнозам и через 50 по пессимистичным.

Наконец, прокладка «Нового шёлкового пути» неизбежно и существенно увеличит экономический и геополитический вес КНР в Центральной Азии, тогда как относительное влияние России в регионе объективно будет сокращаться.

Собственно, китайский проект уже сейчас многие называют аналогом «Плана Маршалла» для Евразии. Благодаря ему, напомню, почти 70 лет назад США получили колоссальное влияние на страны Западной Европы, которые стали, по сути, послушными сателлитами Америки. Это влияние сохранилось и до сих пор. В рамках «Плана Маршалла» США вложили в европейские государства свыше 13 млрд долл. (примерно 140 млрд долл. в современных деньгах). Китай сулит странам-участницам почти 1 трлн долл. И обещает второй по масштабу инвестиционный пакет России (первый всё же достаётся Индии, которая торгуется более умело).

Но обещать – не значит жениться ©

К настоящему времени Китай вложил в «Новый шёлковый путь» лишь около 50 млрд долл. Не вполне ясно, откуда КНР, сталкивающаяся с экономическим замедлением и оттоком капитала, возьмёт оставшиеся 950 млрд долл. в ближайшие 3,5 года. Китайские госбанки и так обременены токсичными долгами, а масштабная денежная эмиссия Народного банка Китая очевидным образом противоречат задаче сохранения за юанем статуса мировой резервной валюты.

Но даже если какие-то финансовые потоки со стороны Китая и направятся в ближайшие годы в Россию, нет никаких сомнений в том, кто станут основными бенефициарами амбициозного китайского проекта. У всех на слуху имена тех, кто ловчее других осваивают инвестиции на гигантских стройках. Вот только стоят ли честно заработанные ими новые миллиарды неизбежного превращения России в китайского болванчика – да ещё так занедорого?

Оригинал здесь

"