Posted 3 декабря 2015, 21:00
Published 3 декабря 2015, 21:00
Modified 8 марта, 03:12
Updated 8 марта, 03:12
С 1 января прекращается государственное обеспечение детей без родителей, находящихся в коррекционных учреждениях VIII вида (для детей с умственной отсталостью). Об этом сказано в письменном распоряжении, поступившем в Вышегородскую специальную школу-интернат из управления опеки и попечительства по Наро-Фоминскому муниципальному району (копия документа имеется в распоряжении «НИ»). «В связи с этим перед органами опеки и попечительства поставлена задача устройства всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в нетиповых образовательных учреждениях в замещающие семьи», – сказано в распоряжении.
В Вышегородской школе-интернате оказались девять ребят в возрасте от 13 до 17 лет, у которых нет родителей. И всем им органы опеки активно подыскивают семьи. Для четверых новые родители нашлись уже на момент составления вышеуказанного документа. Семей, желающих взять ребенка из школы-интерната, нашлось достаточно. Однако, как оказалось, радоваться этому рано.
Психолог Вышегородской школы-интерната Елена Резник пояснила «НИ», что ее беспокоит процесс ускоренной и бездумной передачи ребят, не имеющих родителей, новым мамам и папам.
«Установка сделать все за два месяца, а также раздача детей в семьи без соблюдения всех необходимых условий со стороны органов опеки действительно имеют место быть», – говорит психолог. По ее словам, возможным приемным семьям не дают полную информацию о том, с каким ребенком они будут жить. Все дети этой школы-интерната имеют психиатрический диагноз, олигофрению разной степени, различные поведенческие и личностные расстройства. Некоторые, на взгляд специалистов, будут нуждаться в пост-интернатном сопровождении.
«Был случай: приемная мама приходит знакомиться с ребенком и рассказывает ему, что заберет его с собой и что он будет учиться в 10–11 классе. Потом мне приходится объяснять и ребенку, и маме, что этого не произойдет. Мама спрашивает: «А как так? Почему? А мне этого никто не говорил». А документы на передачу ребенка уже оформлены. Сразу видно, что органы опеки не объяснили маме реальную ситуацию», – говорит психолог.
По ее словам, нарушаются и правила встреч будущих родителей с детьми. По закону они должны повидать друг друга не менее восьми раз в присутствии работника учреждения. А поскольку школа-интернат находится в 60 км от Наро-Фоминска, а некоторые семьи живут еще дальше, они хотят быстрее забрать ребят к себе. Теперь им охотно идут навстречу. «Никто не учитывает необходимость ребенка привыкнуть к новым родителям», – объясняет Елена Резник.
Собеседница «НИ» полагает, что некоторые семьи могут руководствоваться и корыстными целями. При передаче ребенка новым родителям выплачиваются денежные вознаграждения и даже даются квартиры. Например, в Московской области ежемесячная выплата приемным семьям на содержание детей от 12 до 18 лет составляет 12 755,99 рублей. Ежемесячное вознаграждение каждому приемному родителю за ребенка, отнесенного к III – IV группам здоровья (а именно такими являются дети этого интерната), составляет 25 тыс. рублей.
В распоряжении, поступившем в учреждение, есть данные о том, в каком случае семья может получить во временное пользование квартиру. Например, трехкомнатная жилплощадь предоставляется тем, кто воспитывает двоих приемных детей, одного кровного и готова принять еще двоих из школы-интерната, а двух- или однокомнатная квартира – тем, кто помимо одного приемного ребенка, готов принять на воспитание еще одного или двух детей.
«У семьи обязательно должны быть альтруистические мотивы, желание оказать детям помощь и заботу. Не у всех приемных семей это прослеживается. Более того, органы опеки не всегда учитывают характеристики приемных родителей, которые обучались в школе приемных родителей. Многие из тех семей, которых я знаю, не имеют жилья, которое бы удовлетворяло потребности их собственной семьи», – рассказывает психолог.
По ее мнению, такая спешка в раздаче детей приведет к их возвратам в государственные учреждения, различным психологическим травмам как для ребят, так и для родителей. «Естественно, я выступаю за то, чтобы каждый ребенок жил в семье. Но находить новых родителей нужно грамотно, а не так, как это делается сейчас», – замечает г-жа Резник.
Она также хочет, чтобы учитывались и пожелания детей. Например, в школе-интернате сейчас живут две девочки, которые выпускаются из девятого класса, а через полгода отпразднуют свое 18-летие. Им не хотелось бы в условиях предстоящих выпускных экзаменов привыкать еще и к новой семье.
Директор благотворительного фонда «В твоих руках» Зоя Карева рассказала, что пока ей известна информация о распоряжениях по скорой раздаче детей в семьи из двух учреждений в Московской области. Однако, судя по фактам, изложенным в документе для Вышегородской школы-интерната, это может происходить по всему региону. Во вторник г-жа Карева направила обращение председателю Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Ольге Голодец.
«Мы за раздачу детей в семьи, но тут не может быть «сдачи пятилетки в три года». Сейчас мы просим продлить сроки для устройства ребят в семьи до 31 августа 2016 года. После этого могут уехать в общежитие при колледже четыре выпускника, а оставшимся пяти за эти месяцы можно спокойно подобрать семью. Важно, чтобы чиновников заботили судьбы детей, а не отчетность», – сказала г-жа Карева.
«Подобный подход к раздаче детей можно сравнить с разгрузкой дров», – сказала «НИ» президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. Она заметила, что подобные истории в Московской области повторялись уже не раз: «За последние три года в регионе закрылись почти все маленькие детские дома в целях «экономии». Часто этому предшествовала спешная раздача детей в семьи или направление ребят в учреждение большего размера».
«Никакого плана по устройству детей в семьи не должно быть. Надо стараться, чтобы дети уходили в семьи, жили в семьях, но без какого-либо планирования», – заявил «НИ» директор центра «Наш дом», член Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Вадим Меньшов. Он уже в курсе ситуации и пообещал, что постарается поднять тему на совете, заседание которого состоится 18 декабря. «Я уверен, что Ольга Юрьевна меня полностью поддержит. Думаю, совету надо будет выехать в саму школу-интернат и разрешить ситуацию», – сказал г-н Меньшов.
Министерство образования Московской области в течение нескольких дней так и не смогло ответить на запрос «НИ».