Posted 19 мая 2010, 20:00
Published 19 мая 2010, 20:00
Modified 8 марта, 06:50
Updated 8 марта, 06:50
До войны режиссер Александр Медведкин снял фильм «Счастье», где бедный мужичонка на худой лошадке горе мыкал, олицетворяя собой все «счастье» российской деревни времен коллективизации. Лет восемьдесят прошло с тех пор, и режиссер Сергей Лозница называет свою картину «Счастье мое», погружая нас в «счастье» сегодняшней русской глубинки, хотя и снималось кино на Украине. Смотришь картину Лозницы и с досадой понимаешь, как мало что изменилось со времен медведкинского «Счастья». Название звучит столь же горько и иронично. Да и умом наши сограждане, как явствует из фильма Лозницы, совсем уж повредились.
Едет дальнобойщик Георгий по российским просторам, а навстречу ему разбойники. Называют себя службой ДПС. Затаскивают проезжающих в темный уголок, грабят и избивают. Едет дальше – видит, девочка стоит. Сажает в машину, протягивает ей деньги из жалости, поскольку девочка явно нуждается. Однако девочка не берет, потому что гордая: «Я не нищенка, сама заработаю». И показывает, каким именно местом на ее тщедушном тельце она зарабатывает. Дальше наступает вечер, и Георгий теряет дорогу в темном поле. Однако и здесь нашлись «добрые люди», которые пригласили на огонек, дали выпить, а потом по голове шарахнули. Любопытно, что некоторые иностранцы, продвинутые вполне, восприняли фильм Лозницы именно как страшную сказку, жанровый фильм – «хоррор-муви». Но мы-то, бывшие советские, живущие кто в России, кто еще где (Лозница, например, в Германии), знаем, что это правда. И основана картина нашего известного документалиста на долгих и горьких наблюдениях, на реальных фактах и реальных историях.
Привлекает в картине Сергея Лозницы то, что при всей темноте и черноте, которую зафиксировал режиссер, он не смакует ее, а дает свою оценку. И эта оценка стала поводом для многочисленных дискуссий на фестивале.
Среди других фильмов, представленных в Каннах в те же дни, – картина Ксавье Бовуа «О богах и людях», в которой режиссер продолжает старомодно утверждать, что Красота и Бог спасут мир. Вокруг маленького монастыря бесчинствуют террористы-исламисты, а группа старичков монахов, приехавших в какое-то Богом забытое место в горах Магриба спасать их души, блаженно улыбаются и молятся под «Лебединое озеро» Чайковского. Вызывая даже у самых нечувствительных зрителей слезы счастья и умиления.
На самом деле старички христиане, которые мирно соседствуют с жителями деревни – мусульманами, не такие уж блаженные. А весьма стойкие и мужественные люди. И они не только водят хороводы под священные псалмы, а защищают свои жизни и жизни окружающих – не с оружием в руках, разумеется, а силой духа, которая иногда заставляет убийц опустить оружие. Хотя зло по-прежнему побеждает, и старичков ведут куда-то в туман на верную гибель. А жить им тоже хочется. Кристиан – глава монашеского сообщества (его сыграл Лэмберт Уилсон) – отвечает здесь не только за души, но и за жизни тех, кто ему доверился, и надеется он не только на Бога, но и на себя, принимая мужественные человеческие решения. Этот фильм Ксавье Бовуа критики считают третьей мощной работой, представленной в Каннах (первые две – «Еще один год» Майка Ли и Biutiful Алехандро Гонсалеса Иньяриту).
Однако ожидается еще просмотр единственной картины Каннского фестиваля, представляющей Россию, – «Утомленные солнцем-2. Предстояние» Никиты Михалкова (в производстве фильма Лозницы Россия не участвовала). Сам Михалков в Каннах уже несколько дней. Работа российского павильона набирает мощь. Каждый день в режиме нон-стоп здесь проходят презентации проектов и фестивалей. Состоялся «круглый стол» клуба «Синефантом», прошла презентация фильма Александра Котта «Брестская крепость», премьера которой состоится 22 июня одновременно в Бресте и на Московском кинофестивале. Сегодня в программе Русского павильона – презентация нового Международного фестиваля молодого европейского кино Voices, который пройдет в Вологде в июле.