Posted 29 января 2009, 21:00
Published 29 января 2009, 21:00
Modified 8 марта, 07:43
Updated 8 марта, 07:43
Он запечатлел улыбку Юрия Гагарина, визит Фиделя Кастро в Москву и генерала де Голля в Новосибирск, снимал Михаила Шолохова в Вешенской, потомков Льва Толстого в Ясной Поляне, всемирно известного конструктора Михаила Калашникова... По его снимкам можно изучать историю.
Основанием для присуждения правительственной премии, как считает сам Алексей Николаевич, стал выход его авторского фотоальбома «Дорога к дому», куда вошли некогда сенсационные кадры. На одном из них, например, видно, как уничтожаются самолеты-носители ядерного оружия; этот снимок обошел по каналам ТАСС множество стран. «Сейчас у моих фотографий началась вторая жизнь, – сказал корреспонденту «Новых Известий» Алексей Николаевич. – Ведь лучшие фотоработы могут быть полезны для общества. Школьники, студенты должны по визуальным источникам изучать историю, а это возможно только благодаря работе фоторепортера. Моя следующая задумка – создание фотоальбома, посвященного жизни СССР. Такая национальная фотографическая энциклопедия, которая обязательно должна появиться в самых крупных университетах мира».
Работы Алексея Жигайлова всегда выделялись богатой тематической палитрой. «Мне повезло, я работал в самых разных органах печати, в центральной прессе, поэтому стал свидетелем многих исторических событий, но любил снимать и простых людей, русскую деревню, маленькие города… Сложность заключается в том, что репортеру надо в долю секунды запечатлеть кульминацию события, при этом найти правильный свет, ракурс, уловить динамику. Фотография должна быть информационной и образной одновременно. Затрагивать и мысли, и эмоции человека».
За последнее десятилетие у автора состоялось уже три персональные выставки, одну из которых он создал вместе с сыном – фотожурналистом Эдуардом Жигайловым.
В гуще событий Алексей Жигайлов часто оказывался первым. «Я запечатлел запуск первой вычислительной машины в СССР. А однажды снял живого лося, который появился вдруг на фоне главного здания Московского университета. Такого больше я ни у кого не видел, это неповторимо».