Posted 28 марта 2022,, 09:40

Published 28 марта 2022,, 09:40

Modified 7 марта, 12:22

Updated 7 марта, 12:22

Пора бы сказку сделать былью. Какие есть пути для возрождения авиапрома

Пора бы сказку сделать былью. Какие есть пути для возрождения авиапрома

28 марта 2022, 09:40
Фото: Соцсети
Семь лет назад известные авиационные специалисты опубликовали свое мнение по поводу возрождения отечественной авиационной промышленности, сегодня пришло время оценить их по достоинству.
Сюжет
Авиация

Андрей Злобин, кандидат технических наук

Возможно, для кого-то нынешнее сложное положение в российской гражданской авиации и стало неожиданностью, но только не для специалистов по авиационным двигателям. Нет двигателя — нет самолета. Опытные ученые и инженеры всегда понимали, чем чревато излишнее увлечение иностранной авиатехникой и комплектующими. Самое время вспомнить, о чем предупреждали семь лет назад известные сотрудники Центрального института авиационного моторостроения ЦИАМ. Для начала просто процитирую то, что они написали в журнале «Двигатель» №6 за 2015 год.

«В настоящее время проблема импортозамещения авиационных двигателей является одной из наиболее острых и трудноразрешимых проблем для российской авиадвигателестроительной отрасли и российской авиации в целом. Острота проблемы импортозамещения связана не только с трудностями обеспечения производства воздушных судов в рамках Гособоронзаказа и поддержки эксплуатирующихся парков двигателей государственной авиации, но и с риском необеспечения мобилизационной готовности гражданской авиации в угрожаемый период и в военное время, обусловленным резким ростом применения в гражданской авиации воздушных судов западного производства».

Написано черным по белому. Поэтому сегодня, когда западные авиапроизводители повернулись к отечественным авиапассажирам спиной, это не вызывает удивления. Результат был предсказуем задолго до демарша иностранных самолетостроителей. И предупреждали люди не рядовые. Предупреждали те, кого с полным правом можно назвать российской авиационной элитой. О многом уже говорит первое имя в списке авторов упомянутой выше статьи. Александр Сергеевич Новиков — Генеральный конструктор авиадвигателей, прошедший в Рыбинском конструкторском бюро моторостроения (РКБМ) большой трудовой путь от слесаря до руководителя организации. Много раз, бывая в командировках в Рыбинске, я видел А.С.Новикова в работе, восхищался его талантом выдающегося инженера, конструктора, ученого, организатора.

Что же предлагали в 2015 году авторы статьи? Приведу цитату, которая, на мой взгляд, концентрированно выражает идею импортозамещения и возрождения российской авиации. «Существенное ускорение решения проблемы импортозамещения в отношении авиадвигателей может быть обеспечено в результате использования в качестве основы для ускоренной разработки необходимых двигателей имеющихся отечественных газогенераторов, прежде всего газогенераторов двигателей 4 поколения».

Газогенератор — сердце современного авиадвигателя. Другими словами, нужно в первую очередь использовать надежные и хорошо зарекомендовавшие себя разработки советских моторов, относившихся пусть и не к самому современному, но вполне конкурентоспособному 4 поколению. От себя я бы еще добавил: огромную пользу может принести возобновление производства двигателей и более ранних поколений. Не следует забывать, что возрождать придется не только «железо», но и авиационные инженерные кадры, немалый дефицит которых наблюдается уже сегодня. Поэтому уже сейчас нужно думать о том, чтобы поручать начинающим инженерам посильные и вместе с тем важные для практики производственные задачи. Чудес не бывает и многому придется учиться заново. Тот самый случай, когда сравнительная простота авиадвигателей ранних поколений может еще раз послужить быстрому росту профессионализма молодых.

Мне близка и понятна позиция авторов статьи, поскольку сам являюсь представителем авиационной династии, берущей начало в 30-х годах прошлого века. В те далекие годы становления отечественной авиации в ЦИАМ начинал трудовой путь мой дед по материнской линии. Мой отец, конструктор самых грозных крылатых ракет, посвятил этим беспилотным летательным аппаратам всю свою жизнь. Продолжив дело отца, я в 90-е годы возглавлял направление «Двигатели беспилотных летательных аппаратов». Сложность крылатой ракетной техники приучила нас бережно относиться к опыту предыдущих разработок и рассчитывать на советскую инженерную школу. Много раз убеждался в том, что преемственность имеет в авиации огромное значение. Это касается как авиационных династий, так и преемственности конструкций, преемственности поколений авиационной техники. Наверное, поэтому, глубоко прочувствовал позицию Генерального конструктора и его коллег, опубликовавших, по сути, руководство к действию.

Конечно, немало копий будет сломано при обсуждении того, как именно нужно возрождать российский авиапром, массовую авиацию, авиадвигателестроение. У меня нет никаких сомнений, что нужно следовать рекомендациям А.С.Новикова и его соавторов, отраженным в серьезной программной статье. Еще раз повторюсь: статья написана профессионалами самой высокой пробы. И дело не столько в частностях, сколько в общем призыве авторов обратиться к предыдущему отечественному опыту. Семь лет назад этот призыв не возымел должного действия. Хочется верить, что сегодня позицию известных авиационных специалистов-моторостроителей наконец оценят по достоинству.

"