Независимый эксперт Вадим Лукашевич считает, что при принятии решений у нас перевешивают принципы директивной экономики, а не рыночная потребность.
- Конечно, все мировые производители прежде, чем выпустить на рынок самолёт, проводят исследование, что же требуется потребителям – авиакомпаниям, и уже под поставленные задачи разрабатывают новые модели самолётов. Подобные попытки можно было ранее наблюдать разве что при проектировании SSJ-100. В самолёте для региональных перевозок действительно была потребность. Только его сгубили проблемы с послепродажным обслуживанием. Но как это было при выработке требований к МС-21 и Ил-114? Ведь у нас заказчиком является государство в лице Минпромторга. И что, государственный Ростех будет изучать потребности, опрашивая министерство? Это ничего не даст: чиновники не эксплуатируют самолёты. У нас нет свободного рынка, есть только госкапитализм. Поэтому КБ Яковлева достаёт старый советский Як-242, актуализирует его под современный уровень, и он получает название МС-21 («Магистаральный самолет 21 века»), а авиационный комплекс им. Ильюшина модернизирует Ил-114, созданный в 80-х годах прошлого века, модернизирует его, заменяя старый двигатель и оборудование, но представляя его совершенно новым самолетом. А что касается рыночных запросов, то в любом случае авиакомпании не заинтересованы в отечественной технике. SSJ-100 зарекомендовал себя очень ненадёжным - с проблемами в обслуживании, а МС-21 переводят на новые двигатели ПД-14, которые еще долго будут сырыми – это нормальная ситуация для такой сложной техники. Поэтому чиновники с Ростехом сами решают, что надо производить, а потом через выделение и лишение субсидий вынуждают авиакомпании эксплуатировать самолёт.