Posted 16 мая 2017,, 07:39

Published 16 мая 2017,, 07:39

Modified 8 марта, 01:57

Updated 8 марта, 01:57

Итоги митинга 14 мая: в страну вернулась политика

Итоги митинга 14 мая: в страну вернулась политика

16 мая 2017, 07:39
Митинг против программы реновации, прошедший в Москве 14 мая стал политической акцией, несмотря на просьбы организаторов его не политизировать. Именно об этом, хоть и по-разному, но ясно говорят политики, политологи, журналисты и общественные деятели в своих блогах или в интервью

Борис Вишневский, депутат Санкт-Петербургского законодательного собрания

Решение о «деполитизации» митинга было грубой ошибкой. По факту он был политическим - потому что именно политическими являются причины создавшегося положения с жульническими планами «реновации», а на самом деле - массовой депортации и зачистки территории для продажи инвесторам, и одновременно выделения гигантского госзаказа московскому стройкомплексу. И бороться надо с причинами, а не со следствиями. Лучший лозунг митинга – «За снос Собянина!». Было бы совершенно правильно, если бы на таком митинге с поддержкой протестующих и критикой «реновации» выступили политики, разделяющие позицию граждан. Это вовсе не означало бы, что кто-то «встал под знамена» якобы «надоевших политиков». Это означало бы, что граждане увидели публичную поддержку своих требований со стороны оппозиционных политиков, и убедились, что можно им доверить защиту своих интересов, и использовать их, как инструмент для этой защиты. Поэтому имели полное право выступить и Дмитрий Гудков, и Григорий Явлинский, и Алексей Навальный, и Сергей Митрохин, и Галина Хованская, и другие политики, поддерживающие граждан.

Юлия Галямина, общественный деятель

Тысячи москвичей вышли на митинг, у которого были чёткие политические требования, и люди за них проголосовали. И давайте это поймем и поставим в фокус внимания! У нас сносят дом, подумайте об этом. Преступление во всей этой истории совершается на наших глазах - у нас отнимают конституционные права, отнимают дома, отнимают город.

Дмитрий Гудков, политик

Конечно, митинг был не про «реновацию», а в защиту Конституции, в которой прописано наше право на частную собственность. Поэтому он уже был политическим, и звучавшие лозунги «Собянина в отставку» это только подтверждали. Любой протест, если он сосредотачивается лишь на одной узкой цели, не будет успешен – но вышедшие на Сахарова в большинстве своем понимали, что речь идет не только о пятиэтажках.

Сам я выступать не стал: организаторы предложили еще раз, завершить митинг, однако на моих глазах полиция буквально выдавила с площадки перед трибуной Алексея Навального с женой и ребенком. В этой ситуации говорить для себя что-то, кроме слов солидарности, я не посчитал возможным. Впрочем, все вы и так знаете, что я мог и хотел сказать. Собянина - в отставку, законопроект - отозвать.

Сергей Марков, политолог

В митинге не было традиционных оппозиционных партий и политиков, но такое большое количество людей, новых людей, которые вышли с протестом, - свидетельство того, что неуклюжие действия московских властей делают Москву горячей точкой в год перед президентскими выборами. И это заставит федеральную власть занять более жесткую позицию по политике московских властей. Городская политика в Москве должна быть изменена существенно. Главная проблема реновации в том, что москвичи опасаются, что программа будет реализована в интересах коррумпированных застройщиков и коррумпированных ими чиновников. И получатся каменные джунгли, где будет плохо жить. Сверхжадность, сверхкоррумпированность, сверхбессовестность и даже криминальность застройщиков и что они подмяли под себя градостроительные структуры мэрии - вот главная проблема программы реновации.

Алексей Навальный, политик

Я бы хотел, чтобы собралось больше народу, все-таки это затрагивает сотни тысяч людей. По атмосфере митинг был потрясающий. Я многие годы занимался защитой москвичей и был на сотнях различных встреч, в том числе, и пятиэтажечников по поводу расселения, но ничего даже близко похожего на этот не было: большой успешный митинг, который вынес резолюцию о недоверии властям Москвы. И это важно.

Конфликт же со мной в том, что мэрия Москвы, поступив довольно разумно, как она всегда поступает с некоторыми митингами, посвященными застройке: она попыталась возглавить протест и навязала организаторам протеста мнение о том, что никакие политики выступить не должны. А когда организаторы сделали или попытались сделать шаг в сторону, то стали просто людей физически удалять и, в частности, меня. Этот инцидент показывает, как они страшно боятся вовлечения именно политического протеста сюда. Это и есть самое главное: либо вопрос будет поставлен политически и он будет угрожать рейтингу Путина и Собянина, либо снова…

Глеб Павловский, политолог

Я думаю, что если бы речь с самого начала шла о политическом митинге, на него пришло бы значительно меньше людей. Пришли бы сторонники партий и лидеров, но не пришли бы очень многие жители пятиэтажек, потому что политика чрезвычайно скомпрометирована в России.

Двадцать лет велся курс на осознанную деполитизацию населения. Оно считает политику чем-то непристойным и грязным. Это не так быстро лечится.

Если изначально было решено, что на митинге не выступают политики, значит, они не должны были выступать. Если мы собственные процедуры начнем коррумпировать в пользу тех, кто нам нравится, мы очень быстро вернемся туда, где сейчас находимся.

Так что я думаю, что выбранный формат был правильным. Хотя, конечно, можно понять Навального, которому было интересно выступить перед такой мощной аудиторией. Но совсем необязательно, что она бы его приняла.

Что происходит? В стране расширяется поле реальной политики. В страну вернулась политика. Теперь нужно решать, куда двигаться дальше, например, с проблемой реновации: требовать отмены закона, как считают одни, требовать детальной корректировки, как считают другие, и так далее. Здесь уже нет места общим призывам «Долой!» и «Да здравствует!».

Екатерина Шульман, политолог

Неполитических массовых акций не бывает. Массовые мероприятия - это политическое действие. Его смысл - в требовании учета своих интересов, своих гражданских, экономических, трудовых или иных прав. Это вопрос о властных ресурсах. Если ваши права и требования учитываются, у вас есть некоторая часть политической власти.

Когда люди говорят, что они хотят «неполитическую акцию», они имеют в виду, что хотят провести ее вне выборного контекста, чтобы она не стала частью чьей-то предвыборной кампании. Это понятное требование, но оно бывает рационально, а бывает не очень рационально.

Основное достоинство таких мероприятий - массовость. Соответственно, все, что способствует массовости, выгодно организаторам. Если привлечение политических спикеров увеличивает количество участников, значит надо давать им участвовать - и наоборот.

Константин Янкасукас, депутат муниципального округа Зюзино, Москва

Митинг - это фантастический успех. На моей памяти за последние лет 15-20 в Москве не было ни одного такого же многочисленного митинга по городским проблемам. Большое спасибо организаторам акции и всем пришедшим! Теперь этот успех нужно развивать. Чтобы он стал точкой роста гражданского общества в городе, а не пиком, после которого начнется спад гражданской активности.

"