Posted 27 марта, 11:04
Published 27 марта, 11:04
Modified 27 марта, 11:06
Updated 27 марта, 11:06
Мария Соколова
Появление новых ракет в РФ — уникальное событие, ведь до сих пор основным космическим транспортом является «Союз-2» родом из 50-х годов прошлого века.
Но в 2026 году, во-первых, должны начаться летные испытания долгожданного «Союза-5», который создают специально для российско-казахстанского комплекса «Байтерек». Во-вторых, впервые должна полететь ракета-носитель «Старт-1М», которую сейчас разрабатывают в Московском институте теплотехники.
Одноразовой ракете среднего класса «Союз-5» на международном космическом рынке придется несладко: у этой ракеты нет явных преимуществ перед Falcon 9 Илона Маска. Совсем другое дело «Старт-1М»: это ракета сверхлегкого класса, способная выводить на орбиту до 500 кг груза.
Ракеты сверхлегкого класса — это просто хит сезона! Спутники становятся все меньше, и на первый план выходит не грузоподъемность ракеты-носителя, а скорость и удобство запуска. Сейчас заказчикам с маленькими спутниками часто приходится долго ждать запуска большой ракеты, которая сможет взять их аппараты в качестве попутной нагрузки. А операторы ракет сверхлегкого класса позволят вывести спутники на орбиту в любое удобное время.
Благодаря этим преимуществам частная американская компания Rocket Lab в прошлом году совершила 16 пусков своей ракеты сверхлегкого класса Electron. В 2024-м она разделила с нашим «Союзом» второе место в мире по популярности — впереди только Falcon 9 от SpaceX.
Урвать свой кусок пирога от растущего рынка запуска малых космических аппаратов стремятся во всем мире. Тем более что разработка ракет сверхлегкого класса намного дешевле разработки более крупных. Им не надо выдерживать большие нагрузки, проектировать сложные и мощные двигатели, возводить дорогостоящие космодромы. Чем меньше размер ракеты, тем все становится проще и дешевле.
Европейское космическое агентство (ЕКА) даже выделило 44,2 млн евро частным компаниям на разработку новых ракет.
Десятки миллионов долларов получат Isar Aerospace с ракетой Spectrum, Rocket Factory Augsburg (RFA) с RFA ONE, HyImpulse с ракетой Small Launcher 1. Еще 5 млн евро досталось компании Orbex, которая пытается сделать экологически чистую ракету. Свою ракету сверхлегкого класса готовят и в Австралии: стартап Gilmour Space разработал ракету-носитель Eris с гибридным двигателем.
Ближе всех к коммерческим полетам сейчас ракета Spectrum: ее первый полет с космодрома в Норвегии был запланирован на 25 марта 2025 года, но отменен из-за погодных условий. Ждем дальнейших новостей.
Почти все европейские, американские и австралийские стартапы стараются придать своим ракетам уникальную особенность, позволяющую снизить стоимость запуска.
В РФ же взяли снятые с боевого дежурства межконтинентальные ракеты «Тополь-М» и вместо ядерной боеголовки устанавливают четвертую ступень — именно она позволит выводить полезную нагрузку на орбиту, а не ронять ее на Вашингтон.
Идея хорошая: взять уже готовую ракету, которую все равно придется утилизировать, и малой кровью модернизировать ее для гражданского применения. У «Старт-1М» есть сразу несколько преимуществ: она работает на твердом топливе, а значит, готова лететь в любой момент (это ключевое качество боевой ракеты) и для нее не надо строить космодром — можно запускать даже с боевой мобильной пусковой установки, то есть со специального автомобиля.
США тоже пытались построить конверсионные ракеты — «Минотавр-3» и «Минотавр-4». У России опыт постройки и запуска конверсионных ракет куда богаче. Но все равно есть только одна известная история успеха — это конверсия военной Р-7 в нынешние «Союзы».
Первой появилась ракета-носитель «Рокот»: по договору с США о сокращении наступательного вооружения СНВ-1 РФ должна была уничтожить часть межконтинентальных баллистических ракет УР-100Н, выпускавшихся с 1979 по 1985 год (сейчас военные используют их в составе ракетного комплекса «Авангард»). Списанные ракеты перевели на гражданские рельсы, добавили разгонный блок и в период с 1990 по 2019 год запустили 34 раза. Немного для 29 лет эксплуатации.
Из УР-100Н также сделали «Стрелу». Она предусматривала меньшее количество изменений, чем «Рокот», и могла вывести на орбиту спутники массой до двух тонн вместо 2,3 тонны у «Рокота». Однако в 2003–2014 годах было только три запуска.
Похожим образом появилась ракета «Днепр»: после подписания СНВ-1 освободилось более 150 ракет Р-36. Но в период с 1999 по 2015 год в космос отправились только 22 ракеты.
На базе Р-36 также были созданы ракеты «Циклон-2» и «Циклон-3», но их сложно отнести к категории конверсионных. Они разрабатывались в СССР параллельно с боевыми версиями Р-36. «Циклон-2» изначально служил для вывода космических аппаратов — истребителей спутников. С 1969 по 2006 год с космодрома Байконур было совершено 106 пусков, и все успешные. «Циклон — 3» оказался не таким надежным, но с Плесецка в период 1977–2009 годов запустили 122 ракеты.
Наиболее близка к перспективной «Старт-1М» ракета «Старт-1», собранная на базе МБР «Тополь». С 1993 по 2006 год состоялось только семь запусков.
Увы, но все предыдущие попытки взять с хранения боевую ракету и переделать в гражданскую успехом не увенчались: запуски были редкими и нерегулярными.
У военных есть одна задача: максимально быстро запустить ракету с боеголовкой, которая преодолеет вражескую систему противоракетной обороны и в кратчайшие сроки нанесет удар по цели. Все остальное неважно.
Поэтому «Рокот», «Днепр» и «Циклоны» использовали жидкое и очень токсичное топливо гептил. Именно это стало причиной отказа от эксплуатации ракет «Протон-М» на Байконуре. Любая авария может нанести непоправимый ущерб экологии. А дальнейшие строительство и запуски «Днепров» невозможны еще и потому, что взятую за основу ракету Р-36 делали на украинском «Южмаше». Этот завод в конце прошлого года стал мишенью для испытания «Орешника»…
Конверсия также оказалась недешевым удовольствием: запуск «Днепра» в начале 2010-х обходился заказчикам в 31 млн долларов США. Это в два раза меньше, чем сейчас стоит запуск Falcon 9 без учета инфляции. Только Falcon 9 может доставить в космос в 19 раз больше груза.
«Тополь-М», а вместе с ним и «Старт-1М» использует твердое топливо — больших проблем с экологией не будет, хотя традиционный для гражданских ракет керосин все равно предпочтительней. Также у «Старт-1М» будет большое преимущество перед старыми моделями ракет: космодром Восточный обеспечит инфраструктуру для коммерческих спутников.
Однако до сих пор нет информации о том, сколько будет стоить запуск конверсионного «Тополя-М», и еще необходимо учитывать технические особенности военных ракет. Гражданские могут выводить на орбиту даже очень сложные и нежные спутники, а военные отличаются большими перегрузками и вибрациями в полете — для некоторых аппаратов они могут быть губительными. Да и санкции, ограничивающие круг заказчиков, никуда не делись.
Новая ракета должна появиться вовремя, и, на первый взгляд, она соответствует мировым тенденциям. Но цена, технические ограничения и санкции могут стать непреодолимым барьером на пути к популярности.