Posted 11 февраля, 04:11
Published 11 февраля, 04:11
Modified 11 февраля, 06:19
Updated 11 февраля, 06:19
Мария Соколова
Отечественная космонавтика выходит на новый уровень международного сотрудничества! Не ожидали услышать такое в условиях санкций? Однако посол РФ в Казахстане Алексей Бородавкин в своем интервью сделал обнадеживающее заявление относительно совместного российско-казахстанского космического ракетного комплекса «Байтерек».
— О том, что проект вступил в активную фазу, свидетельствует то обстоятельство, что наше совместное предприятие ведет работу по формированию портфеля заказов для будущих коммерческих запусков.
Звучит оптимистично. Но станет ли «Байтерек» тем самым «батутом», который вернет России былое величие в сфере космонавтики и наконец-то навяжет конкуренцию компании SpaceX Илона Маска с ее многоразовыми и дешевыми ракетами Falcon 9?
Россия по соглашению с Казахстаном до 2050 года арендует космодром Байконур, а «Байтерек» фактически является частью этого большого космодрома со множеством стартовых площадок под самые разнообразные ракеты. Зачем же понадобилось создавать какой-то отдельный проект?
Все дело в деньгах. Выгода России в том, чтобы делить инвестиции с Казахстаном, а не просто в одиночку оплачивать арендованный Байконур. Еще в 2004 году страны заключили соглашение, по которому РФ обязуется поставлять ракеты и оборудование для «Байтерека», а Казахстан за свой счет создаст наземную инфраструктуру. В период с 2024 по 2027 год Казахстан вкладывает в это, как показывают подсчеты «НИ», примерно по 4 млрд рублей ежегодно.
Космодром Байконур должен развиваться, чтобы выжить, иначе он просто станет непригоден для запусков современных ракет. От ракет-носителей тяжелого класса «Протон-М» отказались из-за токсичного топлива, которое в них применяют, «Зениты» отвалились сами по себе в силу ухудшения отношений России и Украины, а «Союзы» постепенно переезжают на космодром Восточный. Совместными усилиями русским и казахам проще реализовать новый проект.
Проект долго буксовал. Почти 14 лет шла организационная чехарда с выбором ракеты-носителя для «Байтерека». И только в 2018 году РФ вывела из аренды стартовые площадки «Зенита», но с тем расчетом, что там «Байтерек» будет запускать отечественные ракеты-носители среднего класса «Союз-5» (это глубоко модернизированные советские «Зениты»).
Фактически проект ожил только в прошлом году — осенью начались поставки оборудования. Новая волна интереса Роскосмоса к «Байтереку» возникла не на ровном месте. Популяризатор космонавтики Виталий Егоров поясняет, что эта сфера в РФ осталась без привычных заказчиков.
— Роскосмос исторически зарабатывал на заказах прежде всего из западных стран. Это Европа, Америка, Дальний Восток, Япония, Корея. И практически все эти прежние заказчики отпали в 2022 году.
Статистика не врет: в 2021 году девять из 23 космических запусков были заказаны британскими и корейскими компаниями. В 2022-м был только один иностранный заказчик — Ангола, в 2023 и 2024 годах не было ни одного иностранного заказчика.
Участие в проекте «Байтерек» может дать надежду на появление новых клиентов. Все-таки штаб-квартира этого проекта располагается в столице Казахстана Астане, а не в России. Может, кому-то из заказчиков этого будет достаточно для заключения контракта на запуск ракеты.
Но Виталий Егоров считает, что рассчитывать на платежеспособных клиентов особо не приходится.
— Вероятнее всего, Казахстану или Роскосмосу вместе с Казахстаном придется искать заказчиков где-то там в районе Африки, может быть, Южной Америки, Центральной Азии. Возможно, Объединенные Арабские Эмираты заинтересуются этими ракетами или Иран. То есть это явно не самые популярные заказчики ракетных запусков.
Ситуация осложняется тем, что вывести космические запуски из-под санкций куда сложнее, чем кажется, — добавляет Егоров.
— Санкции распространяются не просто на ракеты Роскосмоса, но и на ракетные комплектующие от отечественной госкорпорации. То есть получается, даже если Россия продает ракеты Казахстану, то все равно на эти ракеты сохраняются санкции. А значит, западные заказчики, Япония, Южная Корея, Австралия, некоторые страны Юго-Восточной Азии не будут проявлять интереса.
Исходя уже только из этого, Виталий Егоров уверен, что ни о какой конкуренции со SpaceX, свободной от санкций, не может быть и речи.
— В данном случае «Союз-5» может конкурировать скорее с «Ангарой», с китайскими ракетами, на которые действуют точно такие же санкции, как на Россию.
SpaceX 9 февраля совершила семнадцатый плановый запуск ракеты Falcon 9 с начала 2025 года. 17 ракет за 40 дней! Это уже близко к обещанию Илона Маска запускать по ракете в среднем каждые два дня. Такая частота запусков — хорошее подспорье для снижения себестоимости услуг и получения прибыли.
Проектная мощность «Байтерека» — до восьми пусков в год. Это примерно в 20 раз меньше производительности SpaceX. Фактические же показатели будут еще в разы меньше — считает Виталий Егоров.
— Рынок очень конкурентный, потому что китайские ракеты тоже достаточно дешевые в своем сегменте. И в то же время спрос очень мал. Два пуска «Союза-5» в год можно рассматривать как очень оптимистичный для проекта «Бейтерек» сценарий. Экономические перспективы у этого проекта очень туманные.
На двух запусках в год много не заработаешь. Поэтому, по мнению эксперта, для России «Байтерек» — это больше политический проект, а для Казахстана — социальный.
— Байконур как город не может существовать без работы космодрома, поскольку он создавался исключительно под обслуживание космодрома. Это классический моногород.
Вот и выходит, что нынешние проекты Роскосмоса, включая техническую модернизацию Байконура, создание ракеты «Союз-5» за 61,2 млрд рублей — это не гонка за мировое лидерство, а работа ради работы и причина для распределения финансов.