Posted 8 ноября 2023,, 06:30

Published 8 ноября 2023,, 06:30

Modified 8 ноября 2023,, 07:55

Updated 8 ноября 2023,, 07:55

Танкер для перевозки нефти

12 миль до русской нефти: как Европа обходит свои же санкции и чем ответят США

8 ноября 2023, 06:30
Фото: topcor.ru
Танкер для перевозки нефти
Порой Европа только делает вид, что объявила России санкционную войну. А эмбарго — не повод «брезговать» ресурсами из РФ. США грозятся закрыть «лазейки», но вмешалась война в Израиле — санкции эффективны, когда борешься против одного противника, а одновременно против всех выступать нельзя.
Сюжет
Санкции

Анна Скудаева

С корабля на корабль

Чтобы обойти санкции, введенные против России, многие компании практикуют схему перевалки нефти и нефтепродуктов «ship-to-ship» (с корабля на корабль). И это происходит прямо под носом у политиков Евросоюза.

По данным S&P Global Platts, в сентябре текущего года перевалку нефти с борта на борт активно вели Греция и Мальта, а в октябре к ним присоединились Хорватия, Дания и Эстония, обеспечив таким образом порядка 10% морского экспорта российских нефтепродуктов.

Механизм обхода санкций достаточно прост. И это не отечественная разработка: ранее способы нарушить запрет опробовали Венесуэла и Иран, задолго до России попавшие под санкции Запада.

Риск минимален, если танкеры, которым запрещен вход в порт, находятся в нейтральных водах (не ближе 12 морских миль от берега). И прямо в море, не задействуя портовую инфраструктуру западных стран, российская нефть и нефтепродукты переваливается на танкер покупателя. Участники сделки меняют документы, после чего та же российская Urals уже и не российская. Для большей конспирации в ход идут дополнительные технологии маскировки: в море танкеры «теневого флота» отключают транспондеры, пропадая с радаров.

Благодаря таким ухищрениям партнеры «серых морских схем» получают юридически «чистую» нефть, полностью свободную от западных санкций. Механизм обхода хорошо известен, но инициаторы санкций закрывают на него глаза: санкционный продукт с удовольствием приобретают партнеры из США и ЕС.

По подсчетам специалистов, количество морских компаний, так или иначе предоставляющих свои суда в помощь России для обхода западных нефтяных санкций, стабильно растет.

Раздробить и спрятать

«Прямой контрастный анализ активов и организаций показывает, что OFAC (Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США, ведающее вопросами финансовой разведки, планированием и применением экономических и торговых санкций) в настоящее время имеет в списке более 700 судов, из которых чуть менее 200 морских компаний; однако при перекрестном анализе базового флота, относящегося к этим организациям, по состоянию на 17 июля 2023 года насчитывается более 1600 кораблей», — говорится в отчете S&P Global.

Предыдущий анализ, проведенный в апреле 2023 года с упором на аффилированные с Россией компании, показал резкий рост (до 864) новых морских компаний, связанных с Россией. Одновременно взрывным образом увеличилось число фирм, имеющих во владении только один корабль.

По мнению аналитиков, такое дробление бизнеса существенно усложнит процесс наложения санкций на судовладельцев. Лидерами среди флагов судов оказались Турция, Китай, Греция и ОАЭ.

А среди компаний, которым свои суда продали россияне, статистика иная: первые позиции занимают ОАЭ, Турция, Сингапур, Гонконг, Маршалловы острова, Сейшелы, Индия и Иран.

Санкции: показательная порка

В октябре Минфин США нанес «превентивный удар» по теневому российскому флоту, впервые наказав два танкера за нарушение антироссийских санкций. Гражданам и компаниям из США запретили вести с ними бизнес.

Одно из подсанкционных морских судов зарегистрировано в ОАЭ, другое — в Турции. В вину владельцам поставили то, что они пользовались американскими финансовыми услугами, но приобретали российскую нефть по цене выше потолка в $60 за баррель.

На фоне таких точечных санкций стало известно, что по итогам октября Россия на треть сократила объем перевалки нефти с борта на борт в нейтральных водах стран ЕС.

Как отмечается в отчетах S&P Global, альтернативным каналом поставок российской нефти на европейский рынок стали страны Африки, занимающиеся реэкспортом российских нефтепродуктов в страны ЕС.

Крупнейшими африканскими игроками этого сегмента нефтяного рынка в октябре 2023 года оказались Египет, Сенегал, Ливия, Тунис, Марокко, Того, Кот-д’Ивуар и Гана, обеспечившие вскладчину до 10% морских поставок нефтепродуктов из РФ.

Авторы канала «Нефтяная игла» указывают, в целом морской экспорт нефтепродуктов из РФ в октябре 2023 года снизился к сентябрю на 8%, до 2,12 млн баррелей в сутки. Между тем, аналитики полагают, что в ноябре поставки должны восстановиться.

Примечательно, что эксперты рекомендуют не торопиться с выводами о новых масштабных негативных последствиях для российского нефтяного рынка на фоне анонсированного ЕС и США 12-го пакета санкций.

Ближневосточное осложнение

По мнению главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов, доцента РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Алексея Громова, произошедшее в октябре падение поставок российской нефти пока не следует считать итогом санкционных ограничений или отражением страха морских компаний перед наложением на них вторичных санкций.

«Перевалка носит сезонный характер. Пики использования российских нефтеналивных грузовых судов приходятся на зимний сезон. Как правило, с ноября поставки должны возрастать», — полагает эксперт.

По его мнению, сейчас «работает оптимизация логистики». Учитывая, что конечный потребитель российской нефти сегодня — это преимущественно Индия и Китай, с началом холодного сезона для перевалки нефти будут использоваться танкеры ледового класса. В октябре погода стояла достаточно теплой, ухудшения ледовой обстановки не наблюдалось, поэтому такие танкеры не требовались.

В августе фрахт танкеров подешевел к январю наполовину. Сейчас дисконт не такой большой, но все равно достаточно ощутимый: по сравнению с началом года цены на фрахт ниже не треть. Повышение стоимости страховки эксперт также считает не повсеместным, не фатальным и «в целом приемлемым».

Алексей Громов призвал не спешить с выводами о возможных системных негативных последствиях введения санкций в отношении двух танкеров из Турции и ОАЭ.

«Будет ли это далее происходить на системном уровне? Большой вопрос. Сегодня действовать в таком ключе для ЕС и США опасно: на Ближнем Востоке риски разрастания конфликта остаются. А сдерживание продаж российской нефти гарантированно приведет к „разгону“ цен на рынке выше 100 долларов за баррель», — пояснил Алексей Громов.

Наказание откладывается?

Прежде, чем делать выводы о перспективах обсуждаемого 12-го пакета санкций в отношении «теневого флота», он призвал рассмотреть «ряд сопутствующих обстоятельств в увязке с ситуацией на Ближнем Востоке».

Если конфликт будет погашен в течение нескольких недель, что маловероятно, то новые санкции возможны.

«Если нет — они будут носить, скорее всего, символический характер. Появится условный „дамоклов меч“, если фактического применения наказаний за обход санкций не будет», — полагает он.

Такой прогноз Алексей Громов объясняет тем, что на фоне падения мирового спроса США, следующие принципу «разделяй и властвуй», рассчитывали «прижать» российский нефтяной экспорт, параллельно начав «приподнимать» санкции с Ирана и Венесуэлы.

Однако после произошедшего с 7 октября обострения ситуации на Ближнем Востоке США были вынуждены реагировать на обвинения в адрес Ирана и Венесуэлы, поддержавших Палестину.

«Санкции эффективны, когда борешься против одного противника, одновременно против всех выступать нельзя», — пояснил эксперт.

Напомним, с 5 декабря 2022 года Европа официально перестала импортировать поставляемую морем российскую нефть. Для остальных покупателей введен ценовой потолок на нее в $60 за баррель.

"