Posted 9 августа 2023, 15:02

Published 9 августа 2023, 15:02

Modified 9 августа 2023, 15:04

Updated 9 августа 2023, 15:04

«Теневой флот» для русской пшеницы: чему нефтяники могут научить продавцов зерна

9 августа 2023, 15:02
Сюжет
Санкции
Атака украинских беспилотников в Новороссийске привела к удорожанию расходов на страховку и транспорт как российской нефти, так и зерна. Нефтяники уже вовсю перевозят продукцию «теневым флотом». Теперь пришло время для производителей сельхозпродукции, хотя на нее никаких ограничений не наложено.

Морские терминалы на Азовском море больше не принимают зерно от поставщиков, сообщает аналитический центр «СовЭкон». На железной дороге скопились составы, и проблема нарастает, как «снежный ком» — из-за отсутствия судов грузить новый урожай некуда.

С российским зерном сложилась странная ситуация. С одной стороны, сельскохозяйственная продукция не попала ни в один санкционный пакет. Страх голода в самых бедных странах настолько велик, что никто из западных стран не хочет получить к фотографиям разрушений в Украине еще и видео голодающих детей в Африке. С другой стороны, через порт Новороссийска идет 80% экспорта пшеницы и другого зерна, а там украинские дроны и заявления о том, что любое судно, вышедшее из порта Новороссийска, станет легитимной целью. Они появились после того, как о том же самом заявила Россия на выходе из зерновой сделки.

У России своих зерновозов мало, поэтому до военных действий в Украине продавцы торговали с трейдерами, а те присылали зерновозы забрать товар. После атаки украинского дрона на танкер «Сиг» никакой трейдер рисковать не будет.

Нефтяники к такой ситуации приспособились уже давно. Еще в прошлом году Россия увеличила свой теневой танкерный флот. По итогам 2022 года Россия обладает 14% всего мирового «серого» флота. Такого не было никогда, даже в советские времена. И доля нашей страны продолжает расти.

Что такое «серый» и «черный» флот

До военных действий в Украине российский торговый флот насчитывал 1700 судов, две трети из которых перевозили нефть или нефтепродукты, а также удобрения и сельскохозяйственную продукцию, говорится в аналитическом докладе S&P Global Market Intelligence.

За 2022 год четыре типа судов -LR1, MR, Aframax и Suezmax, которыми и перевозили раньше российские грузы иностранные компании — стали пользоваться бешеной популярностью. Suezmax продалось за 2022 год в три раза больше, чем в 2021 году. 350 судов типа MR поменяли хозяев, что на треть больше предыдущего года. Продажи Aframax выросли почти на треть. Сделки проходили через неизвестных мелких брокеров, покупатели были анонимные, а в контрактах продавцы, чтобы обезопасить себя, писали, что корабли не должны заходить в порты, в которых действуют санкции.

Директор центра мировых энергорынков Вячеслав Кулагин неохотно говорит о теневом флоте:

— Никакой официальной информации по теневому флоту нет. Понятно, что какие-то суда как-то что-то перевозили. Что кому-то они принадлежат через третьих — пятых лиц. Это всё, что можно сказать. Действительно, когда есть статистика. А её по этому поводу нет. На то он и теневой флот, что он прямо никак не увязан с конкретными лицами и компаниями. Условно теневой флот где-то приписан. Есть корабль, у него есть документация, он где-то приписан. Это официальный флот. Другое дело, что иногда осуществляются теневые поставки, когда везут одну нефть, а называют её другой. Это уже теневые поставки. Эти могут компании заниматься, но ни одна из компаний это ни в одной из отчётности не публикует. Это практика не новая. Она давно существует в Иране, Венесуэле.

Аналитики компании Windward, которая оценивает риски в морской сфере, говорят, что «серый» флот — новое явление в мировой экономике. Это не просто корабли, которые бороздят мировой океан без опознавательных знаков. Они принадлежат легальным компаниям в юрисдикциях, которые не признают санкции. Просто эти фирмы скрывают своих владельцев и происхождение денег, однако делают это законными методами, если не считать уход от западных санкций. Сейчас в мире существует около 900 таких судов, говорят в компании. Это составляет 8% мирового флота. Определить, легально или нет работают такие судовладельцы, крайне сложно — они постоянно меняют флаг.

Кроме «серых» есть еще и «темные». Это флот, который используется для перевозки санкционного груза. Корабли ходят с отключенной навигацией и системой идентификации судна и используют технологии для сокрытия местоположения. Треть таких судов приписаны к Панаме, 28% — к Либерии, 15% — Маршалловых островам. 14% принадлежат России. Это не так много, по сравнению с «серым» флотом. Тут Россия абсолютный лидер — 42% судов относятся к собственникам, связанным с Россией.

С большим отрывом и «серый», и «черный» флот перевозит грузы в Китай и Индию. Около 1,1 миллиона баррелей в сутки отгружается в Поднебесную, чуть меньше — около 1 миллиона — в Индию. На третьем месте в 2022 году была Турция с 0,5 миллиона баррелей в сутки. Но были среди портов и интересные цели: Нидерланды, Италия, Греция — страны, которые подписались под всеми европейскими санкциями.

Экспортерам зерна приготовиться

Как писали «Новые известия», после атаки украинских беспилотников на военный корабль и танкер в акватории Черного моря недалеко от Новороссийска экспортеры российского продовольствия могут столкнуться со «скрытыми санкциями», когда цены за транспортировку и страховку грузов из-за военных рисков приведут к значительному удорожанию товара. Уже сейчас страховые компании берут с россиян на 10 тысяч долларов в сутки больше, чем за аналогичные грузы в портах Румынии или Болгарии. Вслед за страховщиками компании-перевозчики или повысят цены за свои услуги, или вовсе откажутся от сделки. Чем больше и чаще украинские дроны будут атаковать российские суда, тем быстрее продавцам сельхозпродукции придется пересаживаться на «серый» или «черный» флот.

По оценкам специалистов, России потребуется 34 зерновоза по 60 тыс. тонн и 27 кораблей на 40 тыс. тонн. «Росагролизинг» вроде как разместил заказ на верфях. Проблема только в том, что от закладки судна до его спуска на воду проходит 3 года минимум, а зерно нужно возить сейчас.

Несмотря на «чистый» груз, экспортерам придется раскошелиться на свои собственные корабли. Как говорят эксперты, государство транспортировкой не занимается. Видимо, придется перенимать опыт у нефтяников. Там этот процесс отлажен, говорит Вячеслав Кулагин:

— Компании оптимизируют свой бизнес. У них есть дочерние компании с прямым и не прямым контролем. Что-то покупается на них. Напрямую связь не прослеживается, контролируются через ещё какие-то структуры. Сколько конкретно под какую юрисдикцию было переведено, сказать трудно. Такие данные не публикуются. Оценочно могут прикинуть. Специалисты могут прикинуть, если такой объём перевозится, то, по идее, такое количество судов необходимо.
Подпишитесь