Во вторник во время обращения к населению Владимир Путин пообещал регионам дополнительную финансовую поддержку в размере 100 млрд рублей. Ранее были обещаны еще 200 миллиардов. Деньги должны пойти на компенсацию дополнительных расходов, вызванных разбушевавшимся коронавирусом. И ещё 100 млрд рублей на дорожное строительство получат регионы, которые хорошо справляются с этой задачей – строят много дорог и быстро.
Но радоваться рано: у регионов из-за ограничительных мер резко сократились доходы. По оценке рейтингового агентства АКРА, бюджеты субъектов РФ по итогам года могут не досчитаться 9% своих доходов или 1,3 трлн рублей. Так что эти дополнительные 300 млрд рублей закроют в лучшем случае четверть возникшей финансовой дыры. Остаётся либо сокращать расходы (но это фантастика – даже нацпроекты никто не отменял), либо использовать региональные резервные фонды (немногие этим могут похвастаться), либо залезать в долги.
Два года назад «Новые Известия» уже
писали о том, что долги регионов создают дополнительную нагрузку на бюджетную систему, в результате чего деньги уходят не на развитие региона, а банкам и держателям облигаций. 2018 – 2019 годы должны были стать периодом значительного сокращения госдолга регионов, но тут вмешалась пандемия коронавируса. Мы решили разобраться, как изменилась ситуация за это время, и как повлияли самоизоляция с сопутствующими ограничительными мерами на долговую нагрузку. Для этого мы проанализировали данные Минфина и посчитали, как изменился госдолг. За комментариями мы обратились к экспертам – профессору, доктору экономических наук
Якову Миркину , Руководителю Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС
Владимиру Климанову , эксперту Российского института стратегических исследований, кандидату экономических наук
Михаилу Беляеву , партнёру ФБК и директору Института стратегического анализа
Игорю Николаеву , независимому аналитику
Ивану Антропову и главному научному сотруднику Института социальной политики НИУ ВШЭ
Натальей Зубаревич .