Posted 10 июня 2021,, 13:56

Published 10 июня 2021,, 13:56

Modified 7 марта, 13:47

Updated 7 марта, 13:47

Гнев, богиня, воспой: афинский Акрополь заливают бетоном

Гнев, богиня, воспой: афинский Акрополь заливают бетоном

10 июня 2021, 13:56
Фото: Greek City Times
Резкое недовольство экспертов и простых горожан вызвала реставрация одного из важнейших культурных памятников человечества. Дорожка к Парфенону заливается бетоном, а скоро на холм будут ходить лифты для инвалидов.

Онлайн-петиция против нововведений собрала уже 3500 голосов, сообщает The Guardian. Профессиональные археологи и простые афиняне называют скандальной продолжающуюся реставрацию Акрополя, которая должна сделать пространство доступным людям с ограниченными возможностями. Реставрационными работами долгие годы руководит Манолис Коррес, знаменитый археолог и архитектор, которого считают главным в мире специалистом по Афинскому акрополю. Несмотря на безупречную репутацию, Корреса обвиняют в том, что он зашел в своих вмешательствах слишком далеко.

По мнению Корреса, Акрополь не нуждается в улучшениях. Однако архитектор видит свою миссию в том, чтобы сделать памятник, переживший взрывы, пожары, грабежи и землетрясения, более понятным для публики. «Многие поколения ученых пытались навести порядок в этом хаосе, включая меня, ­– говорит Коррес. – Вопрос в том, чтобы защитить то, что здесь есть. В больницах заботятся о пациентах, для меня пациенты – это камни».

Акрополь – самое посещаемое место Греции. До пандемии сюда поднимались около 3,5 миллионов туристов ежегодно. За полгода, пока храмы из-за ограничений стояли закрытыми, на северном склоне холма установили новый лифт, способный одновременно перевозить две инвалидные коляски. Когда-то раньше здесь был лифт, но он сломался много лет назад. Новый подъемник назвали бельмом на глазу. Однако самое большое возмущение вызвал бетон между храмами, который заливают поверх гораздо более узкой старой тропы – она была проложена по следам участников праздничных Панафинейских шествий, поднимавшихся на Акрополь с Агоры. После того как будут забетонированы дорожки в северной и восточной частях Акрополя, планируется расширить проходы на запад и юг.

Бетонирование большей части открытого пространства холма – шаг, призванный облегчить передвижение людям с ограниченными возможностями – афиняне восприняли очень болезненно. Как и предложенный Корресом план капитального ремонта пропилей, торжественного входа в Акрополь: архитектор предложил восстановить римскую лестницу, что, по его мнению, расширило бы вход, исправило ошибки предыдущих вмешательств и отчасти вернуло пропилеям первоначальную форму. Но те, кто критикует Корреса, считают, что он потворствует массовому туризму, а не спасает Акрополь от разрушений, вызванных временем.

Греческие архитекторы и археологи, возражающие против переделок, считают, что на реставраторов было оказано большое давление со стороны туристической отрасли, особенно круизной индустрии, стремящейся увеличить пропускную способность памятника и еще больше коммерциализировать его. По мнению экспертов, залитая бетоном скала перестанет быть природным памятником, а ландшафт безнадежно деградирует. Все это негативно отразится и на архитектурном и скульптурном великолепии Акрополя.

В ответ представители Министерства культуры и работающие на Акрополе гиды напоминают, что имеющиеся дорожки стали небезопасными: каждый год около 150 человек получают серьезные травмы, поскальзываясь на камнях, как минимум четыре раза в неделю на холм и обратно курсируют скорые.

Пока стороны не готовы понять друг друга, напряжение нарастает.

"