Posted 4 ноября 2022,, 12:44

Published 4 ноября 2022,, 12:44

Modified 7 марта, 11:56

Updated 7 марта, 11:56

57 км: шлейф от извержения вулкана на Тонго назван самым высоким в истории

4 ноября 2022, 12:44
Вулканический шлейф впервые за историю наблюдения поднялся выше стратосферы.
Сюжет
Вулканы

15 января недалеко от индонезийского острова Тонгатапу произошло извержение вулкана Хунга Тонга-Хунга Хаапа. Это извержение побило сразу несколько рекордов. Оно вызвало 590 000 молний. Его мощность была эквивалентна мощности 100 бомб, сброшенных на Хиросиму, а вызванное им цунами достигло берегов Японии. Вулкан выбросил самое большое количество водяного пара, чем любое другое извержение за всю историю наблюдений, что гипотетически может сказаться на усилении глобального потепления и ослаблении озонового слоя.

Новое исследование оксфордских ученых, опубликованное в журнале Science, показало, что у этого вулкана был и самый высокий из когда-либо зарегистрированных шлейфов – 57 километров. Предыдущим рекордсменом было извержение вулкана Пинатубо на Филиппинах в 1991 году, высота которого в самой высокой точке составила 40 км над уровнем моря. Шлейф Тонга также первым сумел подняться выше стратосферы – второго слоя атмосферы, который поднимается с высоты 12 до 50 км, и попал в мезосферу, расположенную на высоте до 80 км. Об этом сообщает LiveScience.

Обычно исследователи вычисляют высоту вулканического шлейфа, измеряя температуру на его пике с помощью инфракрасных датчиков на борту спутников, находящихся на околоземной орбите, и сравнивая ее с температурой окружающего воздуха. Но, как правило, шлейф достигает лишь тропосферы или нижнего участка стратосферы. Однако высоту шлейфа в мезосфере определить таким образом невозможно из-за повышения температуры в верхних слоях стратосферы и резкого падения выше.

Оксфордские ученые придумали новый метод, основанный на анализе разницы в положении объекта при просмотре с нескольких точек зрения. Они использовали аэрофотоснимки с трех различных геостационарных метеорологических спутников, каждый из которых делал снимки шлейфа с интервалом в 10 минут.