Posted 9 сентября 2022,, 08:27

Published 9 сентября 2022,, 08:27

Modified 7 марта, 12:00

Updated 7 марта, 12:00

Неблагонадежный китайский сплав. Пентагон остановил отгрузку новых F-35 заказчикам

Неблагонадежный китайский сплав. Пентагон остановил отгрузку новых F-35 заказчикам

9 сентября 2022, 08:27
Фото: Соцсети
Министерство обороны США приостановило на неопределенный срок все поставки истребителей F-35A Lightning II своим вооруженным силам и зарубежным покупателям
Сюжет
Авиация

Александр Сычев

Пока решение непосредственно коснулось только трех самолетов, которые уже были готовы к отправке. Поводом для столь радикального решения стала информация, поступившая в Пентагон, – один из компонентов самолетов содержит материалы, произведенные в Китайской Народной Республике.

Взволновавший генералов из Пентагона сюжет закрутился 19 августа. Агентство по управлению оборонными контрактами (DCMA) уведомило Объединенный офис программы F-35 о том, что сплав, используемый в магнитах насосов турбомашин на F-35, «потенциально не соответствует требованиям Дополнения к федеральным правилам закупок Министерства обороны (DFARS), поскольку сплав был произведен в Китайской Народной Республике».

Примечательно, что китайцы даже не производили сам магнит. Они продали лишь сплав, который включал добытые в КНР кобальт и самарий.

Турбомашина, в которой присутствуют магниты с китайскими материалами, является частью интегрированной силовой установки на F-35. Она вырабатывает электрическую энергию для запуска двигателя и работы системы кондиционирования.

Боевые самолеты F-35, американцы считают самыми совершенными и передовыми в мире. Поэтому завеса секретности вокруг них беспрецедентная. Военно-морские силы США по разным причинам несколько раз теряли свои истребители. Одни срывались с палуб авианосцев по вине летчиков, другой просто сдуло в морскую пучину. Но всякий раз флот США окружал место, где затонул очередной самолет, и предпринимал дорогостоящие действия по их подъему. Пентагон страшно боится, что самолет тайно поднимут и изучат Россия или Китай.

Но испуг перед китайским присутствием в самом секретном самолете можно было бы понять, если бы это касалось, например, чипов. Теоретически в них можно внести вредоносный вирус, который в решающий момент вдруг сломает весь флот истребителей США и НАТО или передаст секретную информацию, или сделает F-35 более заметными для радаров врагов.

Однако, как признал Рассел Гемаер, представитель Объединенного программного управления F-35, сплав в магните «не передает информацию и не нарушает целостность самолета, и с этим вопросом не связаны никакие эксплуатационные характеристики, качество, безопасность или какие-либо риски. Магнит не имеет доступа к какой-либо секретной информации о программе. F-35, безопасен для полетов. Мы работаем с Министерством обороны, чтобы решить проблему как можно быстрее и возобновить поставки».

Переполох на пустом месте? Технически – безусловно. Чиновникам из Агентства по управлению оборонными контрактами следует внимательнее покопаться не только в F-35, но вообще во всех системах американских вооружений. Наверняка, они обнаружат много неблагонадежного: алюминий или титан, или еще что-то «вредоносное» из неправильной страны. F-35, например, состоит из 300 тыс. деталей, которые изготовили более 1700 предприятий, расположенных не только в США.

Мир всегда так был устроен – мы покупаем у других то, чего нет у нас. Вашингтон последние несколько десятилетий ратовал за еще большую глобализацию. И вдруг всплеск щепетильности. Такие осенние обострения вполне могут оставить США вообще без оружия.

Но, оказывается, проявленная бдительность носит выборочный характер, и в Вашингтоне вполне справляются со своими эмоциями. Обнаружение китайских материалов никак не сказалось на производстве. Компания Lockheed Martin продолжает собирать F-35 прежними темпами. Более того весь парк истребителей как в США, так и за рубежом продолжает летать без каких-либо ограничений, хотя в них, по-прежнему, работают турбомашины с китайским сплавом и, Бог весть, еще с чем и откуда.

В ходе начатого расследования допросили представителей компании Honeywell и выяснили, что первичная информация о китайском сплаве поступила от поставщика смазочных насосов для злополучных турбомашин. Информация в Honeywell о том, что один из его поставщиков использовал в своих магнитах сплав из Китая, поступила именно от изготовителя смазочных насосов.

В общем схема «диверсии» такая – поставщик смазочных насосов является для Lockheed Martin подрядчиком третьего уровня, а поставщик магнитов – вообще пятого. И все очень похоже на нечистоплотную конкурентную борьбу. Кто-то увидел возможность вытеснить китайскую компанию и поставлять американцам свой сплав. Не случайно в Пентагоне заявили, что уже нашли нового поставщика.

Хотя продолжительность паузы в поставках пока не определена, в компании Lockheed Martin надеются, что планы производства от 148 до 153 самолетов F-35 в этом году не будут нарушены. К настоящему моменту компания отгрузила заказчикам 88 самолетов и продолжает производство и летные испытания как будто не существует никакого переполоха.

А вот Honeywell пришлось оправдываться – имиджу компании нанесен ущерб. «Мы по-прежнему стремимся поставлять высококачественную продукцию, которая соответствует или даже превосходит все требования наших клиентов», — заявил на специально созванной пресс-конференции представитель компании Адам Кресс.

"