Posted 30 мая 2019,, 18:21

Published 30 мая 2019,, 18:21

Modified 7 марта, 15:47

Updated 7 марта, 15:47

Экзамен на качество: Академия Наук может учинить погром высшей школы

30 мая 2019, 18:21
Академия Наук РФ предложила ввести внешний экзамен для проверки качества вузовского образования
Сюжет
Вузы

Ирина Зиганшина

Замечательный филолог Дитмар Эльяшевич Розенталь, как известно, много лет преподавал на факультете журналистики МГУ. Его студенты любят рассказывать такую историю - она повторялась каждый год 1 сентября. В этот день по «доброй» традиции Розенталь давал первокурсникам диктант, получить на котором три балла считалось великим счастьем. «Четверки» были редкостью, а «пятерки» - исключением.

Один мой старший товарищ, выпускник этого факультета хвастал, что получил «три с минусом», сделав «всего» 29 ошибок! И это при том, что за все время учебы в школе (еще советской) у него не было ни одной тройки, четверок - считанное число, а все только «отлично». Врожденная грамотность – объяснял он. Стоит ли говорить, что и на вступительных экзаменах на журфак он тоже получил «отлично». И тут такой конфуз...

Я это к тому, что выпускники нынешних средних школ вряд ли сделают в «диктанте Розенталя» меньше сотни ошибок. И совершенно уверена, что и во всех других дисциплинах результат будет тем же.

И вот читаю: оказывается, сама Российская Академия наук серьезно обеспокоилась качеством образования, в том числе и высшего (хотя вряд ли школьный троечник вдруг превратится в университетского отличника):

«Вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов предложил ввести внешний экзамен для проверки качества образования в российских университетах, так как очевидна тенденция снижения уровня вузовского образования:

«Мне кажется, что настало время какие-то проверочные экзамены внешние в вузах проводить, потому что если дальше эта ситуация будет развиваться бесконтрольно, то некоторые вузы не будут разумного образования давать. Это сложная социальная проблема, потому что может оказаться, что многие вузы, которые обучают по юриспруденции и экономике, вообще никаких знаний не дают. Считаю, что это широкое поле для деятельности Рособрнадзора.... Мы многократно видели ответы по телевизору наших студентов на простейшие вопросы, они не знают ничего. И в принципе я могу сказать по МГУ, где многие годы работаю. Сейчас мы можем сравнить, так как после бакалавриата принимаем в магистратуру, студенты, которые окончили другие вузы, практически не выдерживают и семестра, мы их отчисляем...»

Эту новость весело прокомментировал в своем блоге историк историк Сергей Волков:

«Что-то Академия наук совершенно распоясалась… Мало, что школы какие-то продвинутые взялась (к стыду прочим) открывать, так еще предложила «ввести внешний экзамен для проверки качества образования в российских университетах...». Это уж форменная диверсия против основ «всеобуча». Помнится, в 80-х как-то попытались провести диктант и какие-то еще проверочные работы уровня школьной программы на выпускных курсах некоторых вузов (до 80% студентов их, разумеется провалили и тоже были возмущенные статьи – типа «закрывать надо такие вузы!»). Такой экзамен, будь он действительно проведен, означал бы подлинный «погром высшей школы» и покушение на интересы всех трех сторон образовательного процесса (государство лишится возможности гордиться самым высоким в мире «числом студентов на душу», учащиеся – легкодоступных дипломов, вузы – доходов) - как минимум три четверти студентов независимого («внешнего») экзамена, конечно, не выдержат. Потому вероятность чего-то такого нулевая. Но уровень дерзости этого академического хулиганства я оценил...»

А погром, если РАН действительно решится проверить выпускников, будет тотальным. Причем не только вузов, сколько всей системы образования, которую государство без конца реформирует, находя, видимо, какое-то извращенное удовольствие в самом этом процессе. Каким же еще может быть уровень выпускников отечественных вузов, если:

1. если власти страны сами признают падение доходов учителей средних школ и преподавателей вузов;

2. если власти сами признают нехватку в стране учителей средних школ и преподавателей вузов;

3.если число школ в стране сокращается, а число храмов растет;

4...

... эти пункты можно множить до бесконечности.

При этом, дети самих представителей власти, которая как бы жалуется на саму себя, самым прекрасным образом учатся в сорбоннах, стендфордах и кембриджах, чтобы затем остаться работать в тех же самых сорбоннах, стендфордах и кембриджах. Причем никто ни во Франции, ни в США, ни - не дай бог - в Англии никаких проверок уровня их высшего образования не предпринимает.

Но дело даже не в этом. В конце концов, выяснить, чего на самом деле стоит российское образование тем, кто об этом еще не догадался, будет полезно.

Дело в том, что такого рода проверки совершенно невыполнимы по простой причине – они стоят денег. Кто же из чиновников в здравом рассудке станет тратить бюджетные средства на погром системы, им же самим созданной? Это же полный нонсенс!

Да и зачем? Обучить сосать нефть из недр можно и медведя, а больше от отечественных граждан ничего и не требуется.

Так что пора академикам прекратить истерику, а отдаться во всем на волю божью, как о том мечтают ушлые попы.

Не получается в стране Силиконовой долины? Да и шут с ней. Учредить в Сколкове войлочную фабрику, да и производить валять на валенки для народа.