Posted 26 января 2015,, 21:00

Published 26 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:02

Updated 8 марта, 02:02

Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ

Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ

26 января 2015, 21:00
За последние месяцы российские потребители оказались в сравнительно новой для себя ситуации из-за резкого падения курса рубля. Люди реагируют на это по-разному: кто-то покупает телевизоры и холодильники «про запас», кто-то бежит в обменники и рубли меняет на доллары, кто-то считает, что все бесполезно, и ничего не дела

– Петр Борисович, для того чтобы победить болезнь, нужно точно поставить диагноз. Какие причины вызвали сбой в обычном потребительском поведении россиян?

– Нет сомнения в том, что к кризису на потребительском рынке привел резкий рост цен, особенно на фоне падения доходов подавляющего большинства граждан. Так уже было на нашей памяти в 1998–1999 годах, а затем в 2008–2009 годах. По опыту прежних кризисов можно видеть, что прямой рост цен усугубляется одновременным скрытым подорожанием, когда за те же деньги нам продают товары, изготовленные из более дешевого сырья по упрощенным технологиям или вообще не соответствующие обязательным требованиям государства. Например, в прошлом году Роспотребнадзор забраковал и снял с продажи 11% проверенного мяса и мясопродуктов. Соответственно «правильное» мясо обошлось на столько же дороже. И за шесть миллионов тонн мясной продукции, купленной за год, мы переплатили как минимум 130 миллиардов рублей.

– И что делать обычным покупателям в такой ситуации?

– Старайтесь не покупать лишнего. В конце прошлого года и сейчас многие бросились тратить свои рублевые накопления, приобретая дорогостоящие товары длительного пользования. Конечно, если вы давно собирались сделать такую покупку, это правильно. Но если вашим поведением руководил только страх, что завтра все станет еще дороже, то вы попросту лишились своих «кровных», которые в будущем могут понадобиться на действительно неотложные нужды. А еще, если уж вы твердо решили что-то купить, то имейте в виду: сейчас лучше приобретать товары отечественного производства, если, конечно, они сопоставимы с импортными по цене и качеству. В этом случае уплаченные вами деньги превратятся в зарплату соотечественников и доходы российских бюджетов. Они вернутся к вашей семье в виде платежей, которые вы получаете из бюджета, – например, бесплатных госуслуг.

– Расскажите, как сейчас распознать некачественный товар, ведь не всегда внешний вид позволяет сделать правильный выбор?

– Во-первых, следите за маркировкой товара. Знайте, что, если в ней стоит знак национального стандарта ГОСТ Р или межгосударственного стандарта ГОСТ, вероятность «попасть» на некачественный товар в несколько раз меньше, чем если на товаре стоит знак ТУ – технических условий изготовителя, содержание которых недоступно не только потребителям, но и органам надзора. Кроме того, помогайте «невидимой руке рынка», стараясь приобретать все нужное там, где оно дешевле. Для этого сравнивайте чеки за свои обычные покупки в разных местах или ищите такую информацию в Интернете. Старайтесь экономить на повседневных покупках, транспорте, отдыхе, объединяясь с коллегами по работе или соседями – ведь иногда что-то уместно покупать вскладчину.

– Может ли в нынешней ситуации чем-то помочь потребителям государство или «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»?

– Властям необходимо осознать, что главным энергетическим ресурсом человечества является не нефть и газ, а пища, и России дан уникальный природный потенциал для ее производства. Нельзя мириться со значительным сокращением собственного производства сельхозпродуктов, которое произошло еще в начале 1990-х, компенсируя его закупками еды за рубежом на нефтедоллары. Нужно значительно активнее и эффективнее поддерживать российских аграриев. Отмечу также, что в России серьезно «хромает» государственный надзор на потребительском рынке. По своей сути он должен создавать высокие риски разорения и уголовного преследования тех, кто зарабатывает на обмане потребителей. Только в этом случае контроль будет действенным. В качестве еще одной антикризисной меры я бы обязал поставщиков социально значимых продуктов питания указывать на их упаковке отпускную цену изготовителя. Тогда сразу станет понятно, кто наживается на людях в условиях кризиса.

– В смутные времена активизируются всевозможные мошенники. Какого рода аферистов стоит сейчас больше всего опасаться?

– Наш опыт свидетельствует, что чаще всего обманывают людей в сфере финансовых услуг и при продаже недвижимости. Жертв тут обычно сравнительно немного, но попадают люди по-крупному. Что касается рынка потребительских товаров, то здесь в каждый кризис мы видим активизацию скрытого повышения цен в результате замены сырья на более дешевое, упрощение технологий. То есть людям «втюхивают» по тем же ценам продукты более низкого качества. Пока государство не научилось эффективно защищать граждан от подобных напастей.

"