Posted 26 июня 2017,, 14:21

Published 26 июня 2017,, 14:21

Modified 8 марта, 02:01

Updated 8 марта, 02:01

Энтузиасты из Архангельска нашли пропавший 60 лет назад Миг-15

Энтузиасты из Архангельска нашли пропавший 60 лет назад Миг-15

26 июня 2017, 14:21
Фото: журнал "Поморская столица"
Исследователи пытаются выяснить причины падения истребителя ПВО, пропавшего на боевом задании в архангельской тайге 60 лет назад. Экспедиции удалось не только найти разбившийся самолет, но и воссоздать некоторые детали авиакатастрофы. Однако это только начало работы.

Экспедиция в архангельскую тайгу была организована журналом «Поморская столица» при помощи спонсоров-единомышленников. Пропавший 60 лет назад боевой самолет Миг-15 случайно обнаружили рыбаки. Они и рассказали о своей находке. Однако, даже этот факт не сильно упростил задачу участникам экспедиции. Да, у них были координаты, которые передали рыбаки. Но при этом, путь к месту падения самолета был крайне опасным. Это тайга. Кругом болота. Непогода частый гость в этих местах. А еще целые стаи гнуса, от которого невозможно спрятаться.

"Найти его (самолет) просто так, наугад, было бы невозможно. Обломки истребителя на склоне лесного холма у речной долины наглухо заросли рябинником и ельничком. Поверх них серебрился киль с выцветшей красной «пилоткой»", - рассказали участники экспедиции.

Осмотрев место падения МиГа-15, исследователи обратили внимание, что самолет тараном прорубил 150-метровую просеку в лесу, причем с левым креном. И почти плашмя, под углом 10 градусов он врезался в косогор. Обломки разлетелись на десятки и даже сотни метров.

"Рули высоты заклинены на вывод из пике и триммер руля высоты — тоже. Очень похоже, что летчик рвал «на себя» все, пытаясь уйти от столкновения с землей. Руль направления «стоит вправо»: в последний миг летчик, двинув педаль, машинально попытался убрать левый крен, - поясняют участники экспедиции. - Ему не хватило 40-50 метров высоты... Пока мы сошлись на мнении, что МиГ-15 был управляемым до самого конца. Катапульты того времени были эффективны до высоты 300 метров. Истребитель, оставленный летчиком, врезался бы под углом, близким к вертикали...".

Пока исследователи не готовы точно сказать, почему самолет упал. Сейчас шаг за шагом восстанавливается картина произошедшего. Это исследователи делают по "читаемым" деталям. "Сбивая древесные стволы, истребитель начал разрушаться, но вошел в землю вполне компактной конструкцией. Правое крыло со стойкой шасси и передняя стойка лежали в десятке метров на склоне. Левая стойка и часть левого крыла с лонжероном (прим. - основной элемент каркаса фюзеляжа, крыла и т. п. самолёта, расположенный по их длине) остались на месте удара, - рассказывают участники экспедиции. - Левую консоль, крупные обломки фюзеляжа, части кабины закинуло на горку по вектору падения. Центроплан (прим. - центральная часть крыла самолета) полностью разрушен".

Исследователи предположили, что самолет разбился в середине 50-х годов. "На люках доступа к двигателю мы увидели серийный номер, нанесенный красной краской. Скорее всего, такие «короткие» номера давал авиазавод № 126 в Комсомольск-на-Амуре (впрочем, «серийники» завод наносил строго синей краской). На стойке шасси бирка с датой выпуска: декабрь 1950 года, - объясняют участники экспедиции. - Россыпь мятых и рваных пожаром снарядных патронов с клеймами выпуска в 1950 и 1952 году. Осмотр уцелевшего киля показал, что звезда опознавательного знака перекрашивалась дважды — след капитального ремонта самолета".

Раскопки обломков самолета проходили практически без остановки. Исследователям удалось дойти до камер сгорания двигателя. "Вдруг резко запахло авиакеросином, в водоотводе поплыла синеватая пленка. Двигатель — это раскрошенная вдрызг руина. Когда его вытаскивали за периметр раскопа лебедкой, внутри словно посуда в буфете, звонко брякали лопатки центробежного компрессора. Каждая была изготовлена вручную и, как уверяет народная молва, равнялась по цене легковушке. Вынимаем отщепы деревьев, замятые самолетом при падении. Сила удара такова, что грунтом стесало даже головки заклепок. Ни одного целого предмета — все смято, как бумага", - рассказали о деталях участники экспедиции.

Однако добраться до кабины летчика не удалось. Исследователям пришлось отступить. Из-за непогоды нарастала опасность для жизни.

Поисковики рассказали "НИ", что, по их подсчетам, боевые потери авиации СССР за время Холодной войны не превышают десяти самолетов. Но пока неизвестно, сколько советских летчиков погибло за годы Холодной войны в боевых вылетах из-за плохой погоды, отказов техники и в учебных полетах.

Так, например, в октябре 1954 года после взлета из поселка Васьково под Архангельском во время ночного тренировочного полета в сложных метеоусловиях пропал МиГ-15 командира звена 518 истребительного авиационного полка капитана Евгения Стадника. Спустя три года исчезнувший истребитель местный рыболов обнаружил в одном из озер вблизи города. Самолет подняли из воды, в нем наши тело пилота.

Исследователи убеждены, что летчики, которые погибли при исполнении служебных обязанностей, достойны, чтобы о них помнили.

От себя добавим: никакой помощи Минобороны, которому, собственно, и принадлежит самолет, экспедиции не оказывало.

Для справки:

Пятидесятые годы — самое суровое, трудное и опасное время противостояния СССР и блока НАТО во главе с США, не скрывавшего планов ядерной войны. Первыми удар Холодной войны в горячем небе границ СССР встретили истребители МиГ-15.

Эпизоды «войны нервов» в небе впечатляют. Особенно тяжелым для советских летчиков стали пятнадцать послевоенных лет. Самые большие неприятности Советскому Союзу до появления на вооружении высотных перехватчиков и ракетно-зенитных комплексов доставляли высотные разведчики США и Великобритании. Сначала RB-45, а затем и более совершенные RB-57, U-2 и Canberra действовали с баз в Англии и Германии и легко прорывали советскую ПВО. «Глаза и уши» НАТО крутились в воздухе возле советских границ беспрерывно. Авиаподразделения натовской разведки выполняли профильные задачи. Одни совершали неглубокие прорывы границы на малой высоте, ведя тактическую разведку, другие летали высоко и далеко, решая задачи стратегические. Кроме того, на территорию СССР забрасывали парашютные группы разведчиков и диверсантов, снабжали оружием и провиантом бандитско-террористические формирования в Прибалтике и на Украине.

Впрочем, «железный занавес» не был безобидной фигурой речи: за десять лет, начиная с апреля 1950 года, США сделали 81 попытку проникнуть в воздушное пространство СССР, в результате чего на базу не вернулись 20 самолетов. Разбились о «железный занавес» — точнее не сказать. «Маленький свирепый зверь», каким был МиГ-15, показал, что наглое вторжение встретит сокрушительный, хлесткий отпор: стрелково-пушечное вооружение небольшого самолета буквально разрывало в куски любой истребитель противника, а большие машины разваливались от попадания очереди 37 мм орудия, усиленных спаренной «пилой» 23 мм пушек. Артиллерийская батарея «мигаря» не оставляла ни одного шанса на спасение: миг огня — и враг сбит...

Девятого мая 1954 года замкомэск 614 иап капитан М. Китайчик и еще 12 «мигов» в районе Архангельска пытались перехватить RB-47E пилота Гарольда Остина, намеревавшегося сфотографировать военные аэродромы на маршруте Мурманск — Архангельск — Онега. Поврежденный в огневой дуэли на высоте 12ООО м американец благодаря пороховым ускорителям сумел уйти на базу в Англию.

Первого июня 1960 года американский разведчик RB-47H в 17.28 пересек северную границу СССР в районе Архангельска. На перехват вылетел «миг» Поморская стона В. А. Полякова из 171 гиап. Он догнал нарушителя в районе мыса Святой Нос. Сблизившись с нарушителем, истребитель подал сигнал «следовать за мной», на который экипаж RB-47H не отреагировал. После предупредительного огня «МиГа» самолет-нарушитель огрызнулся ответной стрельбой из 20 мм кормовой турели.

На этом корректное «приглашение к взаимопониманию» закончилось, и в 18.03 капитан Поляков по собственной инициативе двумя очередями сшиб наглеца с неба. Горящий разведчик рухнул в море.

МиГ-15бис — фронтовой истребитель ОКБ Микояна и Гуревича с турбореактивным двигателем ВК-1. Первый полет совершил в 1949 году. Вооружение — одна 37 мм авиапушка Н-37Д (40 патронов) и две 23 мм авиапушки НР-23КМ (2x80 патронов). Скорость 1045—1075 км/ч.

МиГ-15 показал способность советской авиапромышленности массово производить реактивную технику. «Самолет-солдат» строили на заводе № 1 им. Сталина в Куйбышеве (построено 3380 ед.), на заводе № 153 им. Чкалова в Новосибирске (3797 ед.), на заводе № 381 до объединения с заводом № 30 (75 ед.), на заводе №21 им. Орджоникидзе в Горьком (2148 ед.), завод № 31 им. Димитрова в Тбилиси (225 ед.), завод № 126 в Комсомольск-на-Амуре (883 ед.), завод № 292 в Саратове (1045 ед.), на заводе № 135 в Харькове (511 ед.), на заводе № 99 в Улан-Удэ (1117 ед.)

В СССР построено 10633 МиГ-15, а всего — более 15500 самолетов. «Самолет-солдат» великолепно зарекомендовал себя на войне в Корее, дав славное начало отечественной боевой реактивной авиации.

"