Posted 24 октября 2018,, 09:40

Published 24 октября 2018,, 09:40

Modified 7 марта, 16:27

Updated 7 марта, 16:27

Екатерина Шульман: "Каждому самозанятому хотят поставить кассовый аппарат"

Екатерина Шульман: "Каждому самозанятому хотят поставить кассовый аппарат"

24 октября 2018, 09:40
Фото: youtube.com
Политолог, доцент института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман советует относиться очень серьёзно к готовящимся законопроектам о налогообложении самозанятых, так как их готовят статусные политики. Государство очень обеспокоено, что доходы нянь, уборщиц и репетиторов проходят мимо его карманов.

"Что может быть интереснее законопроектов?, - говорит Екатерина Шульман в эфире радиостанции "Эхо Москвы". - Мы должны с вами поговорить о налогообложении самозанятых. Вы слышали об этом наверняка, ещё будете слышать в ближайшее время.

Вообще, надо иметь в виду, сейчас мы разберём, о чём идёт речь прямо сейчас, но общую тенденцию вы должны понимать. Великий лозунг: "Люди – это новая нефть" является, действительно, слоганом эпохи. Сужение традиционной углеводородной ресурсной базы нашей политической системы побуждает её искать иные источники дохода. Этим источником дохода являются граждане.

Идея как-то извлечь максимально из людей деньги, она обуревают всю государственную машину на всех её уровнях: на федеральном, а региональном, на местном. Проявление этой тенденции это: и повышение НДС, и рост акцизов, это местные налоги и сборы, это платные парковки, это сборы за капитальный ремонт.

В позапрошлом году летом в Государственной думе происходили слушания по бюджетной налоговой таможенно-тарифной политике, на которые я пришла. Я, вообще, люблю ходить на бюрократические мероприятия. Там можно посмотреть на, собственно, бюрократию в естественной среде её обитания. Там выступали представители Минфина и Центрального банка. И послушав их всех, я уловила следующие две мысли. Две озабоченности владели умами тех, кто собирает деньги для государства.

Во-первых, очень обидно им было, и они как-то высказывались, что дивиденды госкорпораций проходят мимо них: вот там такие деньги, а как-то всё закрыто, мутно, отчетности никакой особо нет, а дивиденды платить не хотят.

И вторая озабоченность состояла в том, что граждане как-то много совершают всяких экономических оборотов и тоже ничего не платят. То есть говорилось, например, вот о чем. Вот смотрите, система ЕГАИС — маркировка алкогольной продукции, единая система, которая позволяет учитывать сколько бутылок чего продано и, соответственно, с этого снимать акцизы. Как вот хорошо получилось. Давайте еще марочки наклеим на всё: на одежду давайте наклеим, на обувь давайте. Вообще, кассовых аппаратов как-то побольше хочется ставить, потому что некоторые норовят всё продавать мимо кассы. Ну, и вот самозанятые тоже самозанимаются, оказываются услуги и ничего не платят.

Услышав это, я поняла ту простую вещь, которую понял бы любой на моём месте. Насчёт дивидендов госкорпораций ничего не выйдет. Они как не платили, так и платить не будут. С этих снять денег не получится. А вот насчёт граждан и марочек, и кассовых аппаратов – это да, вот тут можно развернуться, и тут это разворачивание явно будет происходить.

Кто такие самозанятые? Самозанятые – это люди, которые оказывают услуги другим физическим либо юридическим лицам, не нанимая работников. То есть это няни, репетиторы, уборщики и уборщицы, садовники, огородники, в месте всяческих хенд-мейд, психологи, терапевты, обучающие чему угодно, проводящие мастер-классы, делающие на дому весёлые украшения и продающие их через интернет.

Производство товаров и услуг без найма работников, то есть без образования предприятий. Как налогообложить самозанятых – давно уже была у нас озабоченность. Ещё, напомню, в президентском послании Федеральному собранию 2016 года была идея высказана о том, что надо бы как-то сначала зарегистрировать. Но в процессе регистрации, то есть легализации, по-моему, меньше тысячи человек, — сказала нам грустно официальная статистика, — таким образом, вышла на божий свет. Тогда, напомню, речь шла просто о регистрации. О чем речь идет сейчас?

Два законопроекта внесены в Государственную думу в конце сентября. Там, на самом деле, три законопроекта в пакете. Это поправки в налоговый кодекс, поправки в бюджетный кодекс и, собственно, основной законопроект о проведении эксперимента по установлению специального налогового режима: налог на профессиональный доход. Эксперимент проводится в Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Татарстане. То есть речь идет об экспериментальном введении некоего налогового режима, который должен проходить до 2028 года.

Если эксперимент пройдет хорошо, то можно распространить его на всю страну. Почему, как я предполагаю, выбраны эти регионы? Ну, Москва и Московская область – это понятно. Это экономическое сердце страны. Большинство самозанятых самонанимаются именно там, а главное это те, с кого хочется снять какие-то деньги, потому что деньги в Москве и Московской области тоже есть. Калужская область, я думаю, выбрана для примера как среднерусская, такая вот усредненная. Ну, республика Татарстан тоже регион-донор, регион достаточно богатый.

Что предлагается самозанятым? Им предлагается в случае если они легализуются, обнаружат, так сказать себя, — налог в 4%, если они оказывают услуги физическим лицам и налог в 8% если они оказывают услуги юридическим лицам.

Дальше. Что вот с этим развивающимся последние два дня скандалом со штрафами в размере всего дохода. Слышали, наверное, об этом. Большой был по этому поводу шум. Сегодня депутат Макаров, председатель думского бюджетного комитета сказал, что неправильно его поняли и вообще, как всегда интерпретировали его не так.

Депутат Макаров один из инициаторов этого пакета из трёх законопроектов. Он внесён, вообще, группой депутатов и сенаторов. Депутаты и сенаторы достаточно статусные, это никакой не Милонов. Это, действительно, люди, которые занимаются бюджетным и финансовым законодательством. Новый председатель бюджетного комитета от Совета Федерации – это Евгений Бушмин, вице-спикер, который ответственен за финансовое и бюджетное законодательство в верхней палате.

Что, действительно, там написано? Если вы регистрируетесь, берете на себя этот налоговый режим из 4 и 8 процентов, которые должны платить, после этого совершаете правонарушение, то есть отказываетесь платить за какие-то ваши доходы вот эти 4 и 8 процентов, то с вас взыскивают штраф в размере суммы расчетов, на которые вы не выписали чек. Вы должны будете за каждую свою транзакцию выписывать чеки. Помните разговор о кассовых аппаратах. Вот кассовые аппараты должны прийти в каждый дом, где происходит какое-то оказание услуг. Если вы этого не сделали, то в размере суммы расчетов, но на сумму не меньше 5 тысяч рублей.

Знаете, как пишут в кафе: "Если вам не выдали чек, то ваша покупка за счёт заведения". Точно так же и здесь. Вы не выдали чек, были пойманы на этом. Соответственно, платите штраф на сумму этого чека, но не меньше 5 тысяч рублей. Если повторно вы сделали то же самое в течение 6 месяцев, то на основании суммы расчетов вы опять штрафуетесь, но опять не менее 5 тысяч рублей.

У вас изымается, действительно – что было сказано в публичном пространстве – вся сумма дохода, вот этого разового дохода, при этом не менее 5 тысяч, но имеется в виду не то, что все ваши доходы изымаются в пользу государства. Об этом речи нет. И также нет речи о том, что те, кто не зарегистрируется к определенному сроку, у них все доходы измываются. Я читала и такие интерпретации. Они, если вы хоть одну минуту подумаете, являются совершенно бредовыми, потому что если вы не зарегистрируетесь, то как вас, собственно говоря, поймать-то? Откуда возьмется информация о ваших доходах?

То есть устраивать условные провокации, как у полицейских, когда будет переодетый оперативник, который у вас покупает игрушку или торт. Приходит к вам на психологическую консультацию, рассказывает вам всю свою жизнь, жалуется на маму, плачет в кресле. После этого выходит, утирает слезы и говорит: "А чека-то не дали!". И возвращается обратно и у вас забирает деньги, которые только что вам отдал. Отличная технология для определенных групп граждан!

Стремление государство легализовать самозанятых понятно. Росстат у нас некоторое время тому назад писал, что до 30% всего экономического оборота в стране находится вне зоны действия сети, вне зоны этого официального учета. Речь не идет о каких-то мафиозных доходах. Речь идет о том, что люди делают что-то законное, но нелегальное, но оно при этом никак себе не демонстрирует, соответственно, налогов не платят.

Понимаете, немножко представляется контрпродуктивным одновременно приманивать людей чрезвычайно льготным и, действительно, удобным и простым налоговым режимом. Потому что там же написано, что вы должны будете установить на свой телефон программку под названием "Моя касса", и к ней вы присоедините легкомысленно свою банковскую карточку, и она сама будет списывать с вас денежку за каждую транзакцию, вот эти самые 4 или 8 процентов в случае вашего общения с юридическими лицами, она будет с вас списывать. То есть этот чек будет носить электронный характер, даже никаких бумажек не надо. Знаете, как всё удобно и хорошо.

Но в своем нетерпении поиметь с граждан побольше денег государство не может дождаться, чтобы они уже перешли на этот удобный режим. И, например, через пару лет после проведения этого эксперимента сказать: "А вот те, кто перешел, воспользовался нашим прекрасным приложением "Моя касса" и при этом безнравственно уклоняется от того, чтобы выписывать чеки, вот их-то мы будем штрафовать на сумму 5 тысяч каждый раз. Денег хочется прямо сейчас, прямо немедленно.

Поэтому что-то мне подсказывает, что это цифра в менее тысячу человек ныне легализуемых самозанятых не то чтобы принципиально возрастет после принятия этих трех законопроектов. Но, тем не менее, тема важная. Ее раз повторю: она никуда не уйдет, никуда не денется. Мы с вами за ней продолжаем следить и наблюдать. А уже если вы самозанятые, регистрироваться вам или не регистрироваться — это дело только вашей совести.

Но когда вас начнут штрафовать, вам будет веселее оттого, что вы знаете, что это продуманная государственная политика? Более-менее, вам станет легче, если я вам скажу, что переход на принцип "люди – это новая нефть" позволит сделать структуру нашей экономики менее ресурсно-ориентированной, что, в общем, хорошо. Вообще-то говоря, демократия – это строй налогоплательщиков. Если граждане являются основными налогоплательщиками, а не ресурсные компании, связанные с государством или напрямую им принадлежащие, то это гораздо более способствует демократизации, чем всё остальное.

Но ещё раз повторю: когда штрафовать будут вас, то вас, я боюсь, это рассуждение не утешит.

Да, действительно, волатильность цен на нефть заставляет государство искать какую-то более устойчивую основу для получения доходов внутри страны. В принципе, это разумно. Вопрос только в том, какие услуги от государства вы получаете в обмен на свои налоги, понимаете? Вот только в этом проблема.

То, что граждане должны налоги платить, об этом никто не спорит – и самозанятые и занятые иным образом, и корпорации должны платить и государственные банки должны платить – всё должны платить. Но пока у нас ситуация такая, что деньги с людей хотят брать как при демократии, а вот государственные услуги им оказывать и права им предоставлять не желают ведут себя в этом смысле скорее как политические системы в строго ресурсо-ориентируемых петрократиях, которые только исключительно качают природные ресурсы, их продают, а получивши эти деньги, распределяют между элитами, а там уже гражданам что-то достается по принципу диффузии".

"