Posted 23 сентября 2020,, 10:19

Published 23 сентября 2020,, 10:19

Modified 7 марта, 14:35

Updated 7 марта, 14:35

Вредно всем: японцы заразили мир своими переработками на работе

Вредно всем: японцы заразили мир своими переработками на работе

23 сентября 2020, 10:19
Снижение длительности рабочего дня и рабочей недели ведет к повышению производительности труда.

В последнее время в социальных сетях активно обсуждается очень важная проблема отношений работодателя и наемного работника – сверхурочная работа. Причины, по которым работник по собственной воле перерабатывает, подрывая тем самым свое физическое и психическое здоровье, могут быть разными, но думается – в основе их все-таки таится страх потерять работу из-за того, что ты не проявишь достаточного рвения перед своим работодателем. Вот несколько примеров.

Недавно блогер Дмитрий Шамов рассказал в своей публикации о том, что случае, который широко обсуждался в Японии. 23-летний японец, работающий на стройке стадиона к олимпийским играм в 2020 году в Токио, совершил самоубийство из-за большого количества сверхурочной работы. Переработка за декабрь 2016 года составила 94 часа, за январь 142 часа, а за февраль 196 часов. Если работать без выходных 7 дней в неделю, то это получается, что мужчина перерабатывал каждый день по 6.5 часов.

Дальше – больше! Оказалось, что самая частая причина, по которой японцы сводят счеты с жизнь - это стрессы на работе. В том числе и из-за хронической переработки.

Разумеется, это не всегда ведет к самоубийствам, а намного чаще - к депрессии, стрессам, ухудшению самочувствия, серьезным болезням и иногда к смерти прямо на рабочем месте. В Японии даже появился специальный термин, обозначающий «смерть от переработки» - Кароси.

Блогер уверен, что это явление появилось в силу японского менталитета: в Японии особое отношение к работе, коллективу и своим должностным обязанностям. Для многих работа занимает первые места в списке приоритетов, из-за чего зачастую страдает сам человек и его семья. Во многих фирмах хорошо развита командная работа, что одновременно является как плюсом, так и минусом японской бизнес модели. Каждый четко знает свои обязанности и все работают на общий результат. Однако, по этой причине у японцев нет понятия "я", есть только «мы». Даже если необходимо пропустить работу по какой-то веской причине или болезни, то японцы, в большинстве своем, этого не сделают. Отсутствие на рабочем месте может подвести команду, ведь каждый считает себя важным винтиком в большом механизме. По этой же причине многие не идут в заслуженный отпуск, потому что чувствуют стыд из-за того, что они отдыхают, а другие люди работают. Это все приводит к тому, что в японских фирмах невероятно много переработок.

Интересно также, что японское правительство пытается делать какие-то шаги и вводить новые законы, которые должны решить проблему. К примеру, чтобы работодатели не платили за переработку, и тогда-то люди перестанут трудиться сверхурочно и будут приходить домой пораньше. Однако же, в большинстве своем, японцы и так не получают деньги за переработки, а так у работодателя будет официальная причина не платить вообще всем...

По мнению автора, главная причина существования кароси таится в самом японском менталитете. Японцам сложно кому-то отказать, они боятся кого-то подвести и думают, что на них все надеются, и без них все просто развалится. В Японии слишком много думают о работе, забывая, обо всем остальном. Жизнь превращается в работу ради работы...

Однако аналитик Александр Розов отнюдь не уверен, что кароси - это чисто японская проблема:

«Японцы уже не являются рекордсменами по продолжительности рабочей недели. В 2015 году среднестатистический сотрудник в Японии проводил на работе меньше времени, чем его коллега в США. Не говоря уже о Мексике, которой принадлежит мировая пальма первенства в области переработок: там трудящиеся вырабатывают аж 2246 часов в год. Как и следовало ожидать, число сообщений о случаях кароси за пределами Японии растет. В Китае эта беда, которую там зовут голаосы, ежегодно уносит жизни 600 тысяч человек - примерно по 1600 в день.

«Новое поколение развивающихся стран - Индия, Южная Корея, Тайвань, Китай - делает то же самое: они идут по стопам послевоенной Японии в сторону увеличения продолжительности работы», - отмечает Ричард Вокуч, преподаватель управленческих дисциплин в Политехническом университете Виргинии (США) и автор книги, посвященной проблеме охраны труда в Японии.

«Разве у нас не было такого в лондонском Сити (деловом районе британской столицы - прим. пер.)? Мы просто пока не придумали названия этому явлению», - утверждает Купер.

Он прав. В августе 2013 года стажер крупного американского инвестиционного банка Bank of America Merrill Lynch 21-летний Мориц Эрхардт был найден мертвым в душевой кабине после того, как отработал 72 часа подряд. Причиной смерти молодого человека стал эпилептический припадок, который мог быть вызван тяжелым трудом, как выяснилось в ходе следствия. После того случая банк ввел ограничение на продолжительность рабочего дня стажеров - не более 17 часов в сутки. Можно ли винить в этой проблеме культуру сидения в офисе до упора? По мнению Купера, можно. Во многих странах проблема состоит не столько в культуре усердной работы, сколько в необходимости демонстрировать свое усердие. «Сегодня речь идет скорее о том, чтобы показать всем, как много времени мы проводим в офисе - отсюда и ранние явки и поздние уходы, - однако это отнюдь не способствует производительности труда», - полагает он.

Вот это - самый главный вывод. Дело не в том, что работы реально много, или что она реально нужная. Дело в том, что в условиях В ОСНОВНОМ НЕНУЖНОЙ РАБОТЫ сложился стиль демонстрации своего горения на работе. И это доходит до самоубийственного артистизма.

Насколько ненужной являются сверхурочные работы в офисе - показал в прошлом году эксперимент, проведенный в японском (!) филиале Microsoft.

В рамках своего проекта Work-Life Choice Challenge 2019 в течение одного месяца в августе компания ввела четырехдневную рабочую неделю для 2300 своих сотрудников. К стандартным выходным добавили пятницу. Офисные сотрудники Microsoft работали только четыре дня, с понедельника по четверг.

Такие «продленные выходные» никак не влияли на оплату труда или продолжительность отпуска. Сотрудникам просто на 20% сократили рабочие дни. Результаты оказались намного выше ожиданий. Японский отдел Microsoft представил их несколько дней назад, сравнив с данными за август-2016, август-2017 и август-2018, когда таких экспериментов не проводилось (для некоторой статистики были также учтены апрель-июнь 2019-го).

Для начала, резко снизилось число больничных. По своему желанию сотрудники брали на 25,4% меньше отгулов. Было распечатано на 58,7% меньше страниц бумаги. Потребление электричества в офисе сократилось на 23,1%. Всё это помогло компании за этот месяц очень хорошо сэкономить.

Но самое главное – производительность труда повысилась на 39,9%. Хотя сотрудники проводили в офисе меньше времени, на самом деле объем работы, который они успевали выполнять, увеличился...

"