Рус
Eng
Вопрос дня: нужны ли городским чиновникам лимузины с водителями?

Вопрос дня: нужны ли городским чиновникам лимузины с водителями?

23 мая 2017, 08:12ОбществоСергей Таранов
После публикации материала "Московские чиновники тратят на личных водителей 1,5 млрд рублей в год" "НИ" обратились к известным и умным людям с одним вопросом: нужны ли городским бюрократам вообще лимузины с водителями?

О том, что именно "НИ" написали об автопарке чиновников Москвы, можно прочитать здесь. А вот что думают о проблеме наши эксперты.

Екатерина Шульман, политолог:

Что интересно – аренда транспорта для чиновников, это способ обойти запрет на покупку автомобилей стоимостью свыше полутора миллионов рублей. Эта норма была принята после того, как Навальный собрал 1300 000 голосов с требованиям ограничить суммы на покупку машин для чиновников. Тогда инициатива была отклонена, но скандал был громким и через какое-то время ограничения были введены. Бюрократическая машина может обойти любые запреты. Расходы на аренду значительно превышают расходы на покупку.

Одна такая новость обесценивает все попытки разговаривать с гражданами, делая бессмысленными затраты на пиар.

В социологии есть понятие «демонстративное потребление». Оно появилось в викторианской Англии, когда буржуазии необходимо было доказывать принадлежность к аристократической страте, нося определённую одежду и приобретая определённый транспорт. Это стандарт Х1Х века. В ХХ веке подобное поведение изживалось. Сегодня мировой стандарт – скандинавский – демонстративная скромность. Влиятельнейший и богатейший человек в мире – Марк Цукерберг – ездит на велосипеде, носит футболки и кроссовки. Иначе ведут себя только арабские шейхи и чиновники в нефтяных странах.

Сергей Митрохин, политик (партия "Яблоко"):

- Я считаю, что политика должна быть последовательной. Если в московской мэрии призывают автомобилистов пересаживаться на общественный транспорт, то пусть начинают с себя. И вообще для чиновников нужно резко ограничить пользование арендованным транспортом, тем более такими дорогими «лимузинами». Да, может начальникам департаментов еще и положен автомобиль, но только не ультра дорогой. Должны ли заместители начальников департаментов ездить на арендованном авто – это вопрос. А вот руководители подразделений совершенно точно должны добираться своим ходом. Тут, кстати, и проблема с парковками. Мы знаем, около зданий, где заседают чиновники мэрии, парковки бесплатные. И это для дорогих автомашин бизнес-класса. Все платят, а они нет. Не должны существовать такие двойные стандарты.

Леонид Зюганов, депутат Мосгордумы от парии «КПРФ»:

- Пир во время чумы. Политика двойных стандартов. Сначала чиновники заявляют, что мы вынуждены урезать расходы на образование, медицину и прочее ради экономии бюджета. А тем временем лишать себя автомобиля бизнес-класса не собираются. Это все неправильно. Взять тот же Берлин. У местных чиновников давно заведена хорошая практика передвижения на общественном транспорте. А у нас в правительстве, мэрии любят страдать какими-то излишествами. Да, бывают ситуации, когда просто необходим автомобиль. К примеру, в метро и общественном транспорте иногда невозможно подготовиться к каким-то дебатам, выступлениям. И тут как раз в помощь – автомобиль. Но модели должны быть подемократичнее. Что бизнес-класс, что эконом – доставит чиновника из пункта А в пункт Б. Конечно, есть чиновники высокого ранга, которые имеют право пользоваться более комфортным автомобилем. Они работают на износ с 6 утра до 12 ночи. Уж точно не руководители ЖЭКа должны пользоваться таким автомобилем.

Сергей Асланян, журналист, автоэксперт:

В самом вопросе о «лимузинах» для чиновников есть момент социального недоумения. Но так принято еще с советских времён: зачем человеку нужна должность, если он не может воспользоваться преимуществами всеми и сразу. Должность «красит». Пока ты простой человек, ты должен сам заработать, тебе роскошь не доступна. Должность отыгрывает доступ к возможностям бюджета и удовлетворению амбиций. Весь день у подъезда тебя ожидает лимузин с водителем – красота!

В древнем Риме говорили: своим – всё, остальным – закон. Ради этого власть и затевалась. Идут в чиновники не за тем, чтобы сделать что-то полезное, идут, чтобы подкормиться самому. И прекрасно с этим справляются.

Посмотрите, что происходит с расходами бюджета – сокращают финансирование здравоохранения, закрываются больницы и увольняются врачи. Расходы на аренду транспорта для руководителей любого ранга только растут. Это – обычная практика. Выбирая между пенсионерами и врачами, выбирают себя. Во всём мире подобное поведение считается порочным. Личный водитель может быть только у престарелого или президента. В остальных случаях водят автомобиль сами. Посмотрите сводки происшествий – то короля Швеции оштрафовали за неправильную парковку, то принцессу Монако или начальника полиции Рима – за нарушение правил дорожного движения. Они ездят за рулём, у них нет персональных водителей. Можете представить себе подобную ситуацию в Москве, чтобы оштрафовали руководителя департамента? Объяснение простое – ни в одном европейском государстве в бюджете нет денег на подобную ерунду. Чиновник должен быть здоров, деятелен, должен помогать обществу. Если у тебя есть персональный водитель или парикмахер – конец карьере. Мы копируем уродливые формы, но не копируем разумные вещи, стараемся рядиться в европейские одежды, а ведём себя как арабские шейхи и баи.

Общество ставит вопрос, почему низкая зарплата у учителей и врачей, но не задаётся вопросом – почему у чиновника водитель? Сам факт того, что такой вопрос не волнует граждан, говорит об отсутствии понимания, почему подобное поведение власти недопустимо.

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства:

В шестидесятые годы Испания отставала от по безопасности движения от всех европейских стран «на два лаптя». Ситуация становилась критической. Когда об этом доложили генералиссимусу Франко, он не стал принимать программу для улучшения ситуации, а просто приказал всей своей челяди останавливаться на красный свет светофора. Сегодня, по результатам 2016 года Испания – самая безопасная страна.

Блумберг, один из богатейших людей мира, будучи мэром Нью-Йорка, ездил на работу в метро. Борис Джонсон, работая мэром Лондона, пользовался велосипедом. Стандарты транспортного поведения задаёт элита страны! Это не моё изобретение, об этом написано в серьёзных трудах по безопасности движения еще лет пятьдесят назад.

Ярослав Нилов, депутат ГД РФ, заместитель руководителя фракции ЛДПР:

Еще несколько лет назад Государственная Дума приняла закон, ограничивающий сумму затрат на покупку автомобилей для чиновников. Но московская бюрократия нашла способ обойти эти ограничения, тратя гораздо большие деньги на аренду автомобилей. Этот вопрос уже поднимался. Интересно, какую позицию займёт Народный фронт. В московском бюджете есть деньги и их можно осваивать, создавая для себя комфортные условия. Можно тратить миллиарды на бесконечную замену плитки одного цвета на плитку другого цвета, на расширение тротуаров, на автомобили люкс-класса. А в провинции нет денег на то, чтобы построить дорогу к населённому пункту и туда не может проехать даже скорая помощь. В Москве создают невыносимые условия бесконечными платными парковками, Госдума должна была принять закон о платном въезде в город, он не был принят только из-за перевыборов. Сейчас Собянин заявил, что платный въезд не планируется. Это было сказано, чтобы снять социальную напряженность, которая и так достаточно высока из-за проекта реновации. Но доверие к региональной власти подорвано. Обещаю, что публикация о миллионных тратах на аренду машин московскими властями будет изучена во фракции и мы примем меры, чтобы устранить эту социальную несправедливость.

Петр Шкуматов, координатор общества "Синие ведерки":

В истории с арендой автомобилей, я бы не стал учитывать расходы на оплату парковки: это просто перекачивание денег из бюджета в бюджет. Если посмотреть с другой стороны, чиновники не спешат отказываться от персонального транспорта и пересаживаться в муниципальный или на велосипеды. К этому они призывают только нас, горожан. Кроме того, наблюдения москвичей позволяют утверждать, что пользователи служебного автотранспорта превышают полномочия, передвигаясь по выделенным полосам и нарушая ПДД. Количество автомобилей со служебными номерами, которые ездят по выделенным полосам в разы превышает количество автобусов. А получают ли они штрафы? И что происходит, если эти штрафы выписываются? Платят в бюджет – "из кармана в карман"? Или не платят? Может, и не получают... Проверить это невозможно, данные закрыты. Все призывы властей к горожанам пересесть на велосипеды, особенно зимой, в реагенты, вызваны тем, что чиновники хотят освободить для себя место на дороге. Сами они не хотят быть примером, это мы должны освободить места для них.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter