Posted 14 августа 2019,, 10:18

Published 14 августа 2019,, 10:18

Modified 7 марта, 15:45

Updated 7 марта, 15:45

Цифра дня: сколько честных следователей в Следственном департаменте МВД

Цифра дня: сколько честных следователей в Следственном департаменте МВД

14 августа 2019, 10:18
Только за простое бездействие следователь может потребовать с предпринимателя 100 тысяч долларов.

В «Первом антикоррупционном СМИ» было опубликовано интервью сотрудника Следственного комитета РФ, который рассказал о проблемах в работе этого органа. После этой публикации с ПАСМИ связался сотрудник ещё одной правоохранительной организации - Следственного департамента МВД - и раскрыл некоторые удивительные подробности из деятельности этого органа, в том числе, и коррупционные схемы, которыми пользуются его работники, включая и расценки различных видов «услуг» полицейских следователей. «Новые Известия» публикуют фрагменты этого интервью:

«Вообще тарификации как таковой нет, всё индивидуально. Всё зависит от доказательной базы, которая собрана на данный момент. На запросах департамента при отработке контрагентов по обнальной теме, требуя предоставить необходимые документы о финансово-хозяйственной деятельности организации, можно заработать порядка 100 тысяч долларов. Запрос по большей части делается наугад. Например: по банковской выписке «выбили» 20-300 организаций, во все организации делается веерная рассылка данных «писем счастья». Рассылаешь и сидишь, ждешь. Через некоторое время прибежал человек. Видишь выводы — не докажешь никаким образом преступную составляющую, да и времени нет, но раз он прибежал сам — давай «соточку»… Обычно прибегает кто-нибудь знакомый. Большинство как делает — я лучше отдам, но лучше бы меня не трогали. А по факту он не понимает, что он деньги отдает просто так, и никто «копать» и не собирался. Сейчас любой следователь хочет «срубить», но ничего не хочет за это делать. Удивительно.

(...)

Следователь в любом случае работает с опером. Ты же не идиот, чтобы себе всё схапнуть. Ты понимаешь, что должен отщипнуть кусок оперу. На уровне департамента это между ними делится пополам, чтобы не было недомолвок.

(...)

Их (честных следователей, которые ни при каких условиях не возьмут денег, прим. ред) достаточно много, примерно, процентов 20 из Следственного департамента. А остальные 80 процентов — они прямо не будут просить и вымогать, они ждут и никогда не откажутся от заманчивых предложений.

При прошлом начальнике СД работал «карманный следователь» — приходил материал, и он поручался именно ему. То есть, если приходили и говорили, например, что «по этому банку провести работу» — возбуждались дела и отдавались именно этому следователю.

Про некоторые отделы, например, управление по наркотикам и третий отдел первого управления следственной части, я могу сказать — там «работяги», у них реально не на чем «заработать». Первый и второй отделы первого управления, которые экономику расследуют — есть один-два человека (всего их там порядка 15).

То есть 20% честных, 75% — готовых фифти-фифти, и 5% приближенных — «отрабатывающих на потоке» - таких

примерно один-два в каждом отделе. Но с каждым годом это становится все более завуалированным.

(...)

Берут не за ум в данном случае, а чтобы были какие-то карманные моменты. Ты притаскиваешь следователя из Вологды, даешь ей возможность вырасти, конечно, она сделает все для тебя.

Но реально есть много следователей — компетентные, профессиональные, матерые, которые работают в СД длительное время, но карьерный рост у них не складывается. Зато на руководящие должности управления назначают людей из регионов.

(...)

Почему люди уходят? Они понимают, что перерастают свои должности, они стоят на одном месте. Стагнация — они достигли как следователи всего, им психологически уже не интересно. В департаменте они реализовались как следователи, осуществили свою мечту, отправили резонансные крупные дела, например, по 210-й статье — это преступное сообщество, другие значимые составы.

Руководителями назначают тех, кто всю жизнь был руководителем, с первого курса института. Но как ты можешь быть руководителем, если ты не знаешь, как дела расследовать? По-моему, нужно всегда давать возможность руководить в том отделе, где человек вырос, получать опыт управленческий. Или направлять в субъект, где ты свой опыт передашь, и вся следственная часть станет более грамотной. У меня следователь был длительное время прикомандирован, я понимал, что он грамотный, профессиональный, ответственный сотрудник, что в свой регион он не вернется, я за него ходатайствовал, он сейчас работает в Москве. Тоже следователем, но, по крайней мере, это уровень другой, чем у себя в далеком регионе. Получает опыт, дальше совершенствуется, так почему это нельзя было сделать на уровне департамента?

(...)

Зарплата Центрального аппарата, если брать по сравнению с землей — нормальная, но понятно, что не шикуем. Следователи следственной части в среднем получают от 75 до 90 тысяч. Зависит от стажа, должности, опыта, наград. Я получаю на руки с уплатой налогов около 80 тысяч.

(...)

Это одна сторона медали. Есть юридическое сообщество, которое зарабатывает деньги честно. Честных адвокатов, думаю, процентов 10, остальные «решальщики» — посреднический институт в получении взятки. Их всегда было много. Мне кажется, раньше было вообще 100%. Это сейчас стали сталкиваться с людьми, которые оказывают юридическую помощь строго в рамках закона, чтобы не портить себе репутацию. А раньше вообще все «решалось». Силовиков немного «прессанули» — это раз, это освещается в СМИ. Государство встает на защиту бизнеса. И стали формироваться нормальные институты. Политика государственная переламывается постепенно. И я говорю не только о российских, но и о зарубежных компаниях, которые вообще не привыкли работать в числе 90%. Им нужно честно, потому что инвестиции вкладываются. И они будут обращать внимание только на эти 10%. Они будут смотреть рейтинги, читать отзывы, обращаться.

"