Posted 11 ноября 2021, 07:05

Published 11 ноября 2021, 07:05

Modified 7 марта, 13:09

Updated 7 марта, 13:09

Оптимистическая трагедия Щ-406: экипаж подлодки до конца боролся за жизнь

11 ноября 2021, 07:05
В начале июня 1943 года к острову Кристисаари прибило мертвое тело краснофлотца в спасательном снаряжении. Подводник, видимо, пытался спастись с потопленной фашистами Щ-406. Почему он был один? Ответ на этот вопрос, спустя почти восемь десятилетий, смогли дать участники экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы».

Геннадий Чародеев

28 июня 1941 года после успешных испытаний новенькая дизель электрическая подлодка серии Х-бис Щ-406 официально вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. и, как написано в документах, на 98% была готова вступить в бой с врагом. Ее командиром назначили капитан-лейтенанта Владимира Максимова.

Уже 11 июля подводная лодка перешла в Таллин, откуда по приказу командования, направилась в район датского остров Борнхольм. Патрулирование указанного района не принесло результата. Большую часть времени подводная лодка находилась на глубине 20-25 м. достаточно далеко от берега, лишь изредка всплывая под перископ.

Единственная встреча с противником произошла при возвращении на базу, когда в ночь на 2 августа в проливе Соэловяйн, Щ-406 прямо по курсу обнаружила германскую субмарину U-144. Подводные лодки чуть не столкнулись - вовремя ушли на погружение. Утром 2 августа Щ-406 благополучно прибыла в Кронштадт.

Так случилось что 22 сентября капитан-лейтенант Максимов самовольно отлучился с корабля в Ленинград, чтобы, по его словам, проститься с сестрой, которая убывала в эвакуацию. По возвращении на «Щуку» командир был арестован. Военный трибунал расценил поступок Максимова как дезертирство и 24 ноября приговорил его к расстрелу…

Новым командиром Щ-406 был назначен бывший старпом капитан-лейтенант Евгений Осипов.

«Передайте отцу, что был у него сын Женька!»

К 1942 году Балтфлот добился определенных успехов в ведении подводной войны – потопили и повредили 32 фашистских транспорта, и тем заставили немцев сократить количество судов, перевозивших железную руду и лес из Швеции в Германию.

29 октября 1942 года Щ-406 потопила в районе Данцигской бухты принадлежавший Швеции транспорт «Бенг Стуре» с грузом угля для Германии. На месте гибели судна на борт советской подлодки были подняты и взяты в плен восемь членов шведского экипажа. Их благополучно доставили в Ленинград и сдали в штаб флота. Кстати, до сих пор на родине шведских моряков об их дальнейшей судьбе ничего не известно.

В кампании 1943 года советское командование планировало добиться еще больших побед. Но враг был намерен полностью прекратить прорыв советских подлодок в открытую Балтику, и перегородил Финский залив двойной противолодочной сетью.

По данным историка Мирослава Морозова, с конца марта до середины мая от маяка Порккала-Каллбода до стоящего севернее Таллиннской бухты острова Найсаар немцы и их союзники финны выставили мощные сетевые заграждения. Это - двойная сеть из стальных тросов толщиной почти в 2 см, которую противник поставил от дна до поверхности на расстояние более чем 90 км. А на минном поле «Насхорн», расположенном восточнее «сетей», немцы за весну выставили почти 7000 новых мин!

К лету 1943 года данных разведки о действиях немецких минеров в Балтийском море у командования советского флота еще не было – ожидали известий от вышедших ранее подлодок Щ-303 и Щ-408. Но они не возвращались. И в ночь на 29 мая Щ-406 была отправлена на разведку по маршруту пропавшей Щ-408.

К тому времени командир подводной лодки капитан 3-го ранга Осипов стал Героем Советского Союза, а члены его экипажа за успехи в боевых походах 1942го получили ордена и медали. За два года войны «щукарям» удалось форсировать 120 линий фашистских минных ловушек! В открытой Балтике уже опытный экипаж дважды топил транспорты противника, многократно атаковал отдельные корабли и целые конвои, держа врага в постоянном напряжении.

За время боевых походов Щ-406 пережила десятки глубинных бомбардировок, экипаж не раз чинил поломки под водой, и всегда командир лодки находил путь домой.

У командования была большая надежда, что и на этот раз все пройдет успешно. Хотя сами моряки оптимизма штаба не разделяли.

Настроение экипажа действительно было подавленным, так как две подводные лодки, ранее ушедшие на задание, уже несколько недель не выходили на связь. Даже «бесстрашный» Осипов не смог побороть плохое предчувствие.

«Помнится, был даже опубликован рассказ о том, что, уходя от сопровождавших лодку советских катеров, командир Осипов крикнул в мегафон: «Передайте моему отцу, что был у него сын Женька!» После чего лодка погрузилась на восточном Гогландском плессе и навсегда исчезла…

В немецких архивах сегодня можно найти донесения - около минного заграждения «Насхорн» была потоплена советская подводная лодка. Эта версия гибели Щ-406 считалась единственной многие годы.

Лодка подорвалась на немецкой мине UMA

Историк Мирослав Морозов, изучая архивы, обнаружил факт, который и послужил отправной точкой для поиска Разведывательно-водолазной командой Щ-406 - 6 июня 1943 года финские солдаты, осматривая берег острова Ристисаари нашли тело советского подводника, одетого в спасательное снаряжение.

Поисковики сопоставили даты гибели «Щук», изучили по архивам розу ветров, чтобы понять, откуда могло дрейфовать тело. Стало ясно – лодку Осипова нужно искать в проливе между островами Гогланд и Большой Тютерс.

Щ-406 действительно нашли в проливе – там, где стояло мощное минное заграждение «Зееигель». Лодка лежала на глубине 60 метров…

Осмотр дайверами остова «Щуки» показал - мина, специально заглубленная для перехвата советских субмарин, движущихся вдоль дна, пробила подлодке Щ-406 борт.

Историк и дайвер, член поисковой команды «Поклон кораблям Великой Победы» Михаил Иванов, первый из прибывших на место исследователей, увидел сквозную пробоину в «прочном» корпусе подлодки. Оказалось, что открыт верхний рубочный люк – значит, подводники выжили после взрыва. Им удалось приоткрыть кормовой аварийный люк, но всего на 20 сантиметров.

Участникам экспедиции стали ясны подробности тех трагических событий. Видимо, Щ-406 двигаясь под водой, начала форсировать минное поле «Зееигель». Экипаж услышал скрежет минрепа (троса для крепления морской мины к якорю) о борт лодки, и командир приказал поворачивать вправо. Но маневрировать было поздно. Мина, подтянутая движением лодки, коснулась корпуса и взорвалась. В пробоину хлынула вода, лодка стала опускаться все ниже и ниже…

«Корабль лег на грунт, при этом погибли подводники в двух или даже трех отсеках. Центральный пост и кормовые отсеки остались незатопленными», - предположил Михаил Иванов.

По версии эксперта, оставшиеся в живых моряки, задраили переборки, разделяющие отсеки лодки, и не допустили затопления.

«Понимая, что в принципе «Щука» отошла от базы недалеко, и что в принципе у людей есть еще шанс доплыть до зоны контролируемой советскими катерами, подводники предприняли попытку выйти наружу. Людям, находившимся в незатопленном центральном отсеке, удалось открыть рубочный люк и покинуть «Щуку». Но добраться живыми до спасительной зоны не смог никто», - с сожалением отметил историк Иванов..

На борту Щ-406 было 40 подводников. 39 человек покоятся на дне Балтийского моря, и только один из них, чье тело нашли финские солдаты в июне 1943-го, похоронен на суше, на острове Ристисаари. Имена членов экипажа Щ-406 навсегда останутся в летописи войны:

Капитан 3-го ранга Осипов Евгений Яковлевич - командир ПЛ;

Капитан 3-го ранга Антипин Григорий Павлович - политрук ПЛ;

Капитан-лейтенант Пономарев Борис Алексеевич - помощник командира ПЛ;

Старший лейтенант Саплин Василий Иванович - командир БЧ-1;

Старший лейтенант Старков Константин Архипович - командир БЧ-2,3;

Инженер капитан-лейтенант Максимов Константин Матвеевич – командир БЧ-5;

Старший лейтенант Васильев Михаил Васильевич - старший военфельдшер;

Краснофлотец Акименко Григорий Павлович – радист;

Старшина 2-й статьи Барановкин Николай Иванович - командир отделения рулевых;

Старшина 2-й статьи Глушаков Леонид Емельянович - командир отделения СКС;

Старшина 2-й статьи Дубровский Василий Яковлевич - командир отделения комендоров;

Старшина 2-й статьи Дягилев Петр Иванович - командир отделения трюмных;

Мичман Зименков Иван Ильич – боцман;

Старшина 2-й статьи Зиненко Федор Никитич - командир отделения мотористов;

Мичман Игнашин Петр Степанович - старшина команды трюмных;

Краснофлотец Коростылев Владимир Петрович – электрик;

Краснофлотец Кузин Виктор Яковлевич – гидроакустик;

Краснофлотец Куликов Леонид Андреевич – строевой;

Краснофлотец Курганников Михаил Семенович - ученик-трюмный;

Старшина 2-й статьи Лапшенков Николай Петрович - командир отдления штурманских электриков;

Краснофлотец Логинов Константин Иванович - ученик электрик;

Старшина 2-й статьи Ломакин Виктор Иосифович - старший рулевой;

Краснофлотец Малахович Василий Иванович – гидроакустик;

Краснофлотец Марченко Сергей Петрович - старший моторист;

Мичман Менков Константин Дмитриевич - старшина группы мотористов;

Мичман Мирошин Дмитрий Меркулович - старшина группы торпедистов;

Старшина 2-й статьи Некрасов Федор Васильевич - командир отделения торпедистов;

Краснофлотец Никитенко Михаил Алексеевич - торпедист;

Краснофлотец Пахомов Тихон Петрович - трюмный;

Краснофлотец Подустов Иван Григорьевич – электрик;

Краснофлотец Поляков Иван Афанасьевич – рулевой;

Старший краснофлотец Садчиков Виктор Николаевич – кок;

Краснофлотец Сергеев Василий Викторович – моторист;

Старший краснофлотец Смирнов Сергей Васильевич – моторист;

Краснофлотец Туманов Борис Александрович – моторист;

Главный старшина Тютюнов Иван Андреевич - старшина группы радистов;

Старшина 2-й статьи Федоров Федор Андреевич - командир отделения мотористов;

Старшина 2-й статьи Фомин Павел Александрович - командир отделения электриков;

Краснофлотец Фомин Иван Иванович – рулевой.

Вечная память героям!

Подпишитесь