Posted 4 ноября 2021,, 10:44

Published 4 ноября 2021,, 10:44

Modified 7 марта, 13:16

Updated 7 марта, 13:16

Легендарная Щ-408

Поклон «Балтийскому Варягу»: экипаж Щ-408 гибель предпочел плену

4 ноября 2021, 10:44
Фото: lv.sputniknews.ru
Легендарная Щ-408
В мае 1943 года погибла подводная лодка Щ-408, прозванная «Балтийским Варягом». Как и в случае с крейсером «Варяг», экипаж субмарины до последнего бился с превосходящими силами противника в надводном положении, а когда ситуация стала критической, то, задраив люки, «Щука» навсегда легла на дно Балтийского моря.
Сюжет
Самолет

Геннадий Чародеев

Летом 1942 года гитлеровцы уже хорошо знали, что экипажам советских подлодок был отдан приказ: во что бы то ни стало сорвать поставки меди, леса и руды из Финляндии и Швеции в Германию. Наши подводники, часто рискуя жизнью, прорывались в открытое Балтийское море и топили немецкие транспорты. К осени они отправили на дно или повредили 32 корабля, и тем самым заставили немцев сократить количество судов, шедших в направлении рейха.

Но гитлеровцы не сидели, сложа руки. В срочном порядке они начали ставить «умные» якорные мины, что позволило им фактически запереть советских подводников в Финском заливе. Этот участок моря моряки прозвали «суп с клецками».

«С конца марта до середины мая от маяка Порккала-Каллбода до Таллиннской бухты острова Найссаар фашисты выставили двойную противолодочную сеть. А расположенные восточнее минные заграждения «Насхорн» немцы усилили противолодочными минами», - уточнил историк Мирослав Морозов.

Кстати, специалисты из США подсчитали: за время войны в Балтийском море немцы и финны выставили порядка 130 тысяч якорных и донных мин.

Как бы там ни было, весной 1943 года советский подводный флот вновь настойчиво искал пути выхода в Балтийское море через систему заграждений противника. 18 мая подводная лодка Щ-408 под командованием капитан-лейтенанта Павла Кузьмина отчалила от пирса на острове Лавенсари для выполнения боевого задания.

Павел Кузьмин и Щ-408

Дизель-электрической торпедной подводной лодке Щ-408, вступившей в строй 10 сентября 1941 года, фатально не везло. Уже 26 сентября при переходе из Кронштадта в Ленинград она получила серьезные повреждения – был пробит корпус, погнута тумба перископов. 22 июня 1942 года «Щука» выдержала попадание двух артиллерийских снарядов. Результат – пробоины ниже ватерлинии, из-за которых подлодку пришлось ставить на капремонт. Ее довольно быстро починили, и к октябрю 1943-го корабль готов был выйти в море. Но тут опять тяжелый снаряд разорвался рядом с Щ-408 и осколки пробили прочный корпус. Лодка опять встала в ремонт.

Каково было качество этого ремонта? Дело происходило в доках блокадного Ленинграда. Измученные, обессилевшие от голода рабочие вполне могли допустить какую-то ошибку, а послеремонтные испытания, если они и были, явно проводились на скорую руку и вряд ли по полной программе. Так что, вполне вероятно, что при длительном подводном переходе на борту Щ-408 что-то вышло из строя, и появилась течь масла, которая и стала причиной обнаружения Щ-408 немцами в мае 1943 года. Но об этом чуть позже.

В октябре 1941 года на Щ-408 пришел новый командир - капитан-лейтенанта Павел Семенович Кузьмин. Только недавно поисковикам стали известны подробности его биографии.

Родился он в январе 1914 года в Грозном, позже с родителями переехал во Владикавказ. После окончания десятилетки Павел работал на городской электростанции машинистом котельной. В 1933 молодой человек поступил на учебу в Ленинградское Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе.

После окончания с отличием училища, Павел Кузьмин служил штурманом на подводных лодках. В октябре 1940 года окончил Высшие спецкурсы командного состава при учебном отряде подводного плавания им. Кирова и получил назначение помощником командира подводной лодки С-9. В октябре 1941 года Кузьмину было присвоено звание капитан-лейтенанта, с назначением на должность командира подлодки Щ-408. Его сразу принял экипаж – за скромность, юмор и одновременно за требовательность к личному составу. Про себя командир не любил рассказывать и только с гордостью говорил: «Я родом из Грозного!»

Решили погибнуть, но не сдаваться

Покинув базу на острове Лавенсари, Щ-408 успешно преодолела минное заграждение «Зееигель». Через три дня Кузьмин понял, что пора перезаряжать подсевшие аккумуляторные батареи, а для этого надо всплыть в определенном командованием месте – в районе острова Вайндло.

По словам историка Морозова, наша разведка, увы, не предупредила, что Вайндло - район, где немецкие и финские противолодочные корабли несли дозор.

Проходя минное поле, Щ-408, видимо, повредила топливные цистерны и, перемещаясь под водой, оставляла на поверхности масляный шлейф, который вскоре засек с воздуха летчик немецкого гидросамолета. Он и сбросил на Щ-408 две глубинные бомбы.

Атаковать «Щуку» вышли и немецкие БДБ - быстроходные десантные баржи. Они также сбросили в предполагаемый район залегания лодки несколько глубинных бомб и стали выжидать, когда русская субмарина всплывет, а экипаж с поднятыми руками попросит о пощаде.

Кроме того командир надеялся на спасение – он приказал передать радиограмму в Кронштадт с просьбой о помощи. Для этого лодка и всплыла, но буквально под носом у немецких БДБ…

Краснофлотцы и не думали сдаваться! Они развернули две свои 45-мм пушки в сторону вражеских катеров и стали отстреливаться. Им ответили 28 немецких и финских орудий.

Тем временем в Кронштадт полетела шифрованная радиограмма: «Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу выслать авиацию. Мое местонахождение - Вайндло».

В течение 10 минут, пока радисты шифровали и передавали донесение, экипаж подбил как минимум два немецких катера, повредил еще один, а также нанес серьезный удар по финскому кораблю.

Немцы расстреливали нашу лодку в упор - били из 75- и 20-мм пушек, и попали в носовую часть «Щуки» не менее семи раз. Советские подводники погибали, но на их место вставали другие, продолжая бить по врагу.

Параллельно с боем, подводники пытались ускоренными темпами зарядить аккумуляторные батареи субмарины. Но все тщетно.

Передав шифровку, израненная в бою подлодка, стала медленно погружаться. Вскоре на место прибыла подмога - финский минный заградитель и сторожевой катер, вдогонку они сбросили на Щ-408 глубинные бомбы. Субмарина получила серьезные повреждения.

А что помощь, запрошенная Павлом Кузьминым по рации? По версии историка Морозова, все получилось крайне неудачно. К Вайндло с Лавенсари вылетело восемь советских истребителей И-16 и И-153, но они были перехвачены противником и, потеряв две машины, вернулись обратно, не выполнив боевой задачи.

Следующая попытка была предпринята только спустя 8 часов – на этот раз на помощь погибающей «Щуке» поднялись в воздух несколько Ла-5, но и они, потеряв две машины, пробиться к месту трагедии не сумели.

Зато место погружения «Щуки» еще три дня бомбили немецкие корабли. Гидроакустики докладывали начальству о том, что слышали из-под воды «звуки борьбы за жизнь» экипажа советской подлодки. 26 мая наступила тишина, немцы посчитали лодку уничтоженной.

Как нашли «Варяг»?

Точное место гибели нашей подлодки поисковикам было неизвестно. Координаты, когда-то указанные в финских и немецких источниках, не соответствовали действительности. Ее нашли в нескольких милях восточнее острова Вайндло. По мнению специалистов, это может свидетельствовать о том, что подлодка не погибла сразу после последнего своего погружения, а смогла пройти еще какой-то путь.

Спустя почти восемь десятилетий, легендарный крейсер обнаружили в ходе экспедиции подводно-поискового проекта «Поклон кораблям Великой Победы». В ней помимо россиян, участвовали еще и финские водолазы из поисковой команды SubZone.

Вот что рассказал Михаил Иванов, военный историк и дайвер, член поисковой команды «Поклон кораблям Великой Победы». Он первым увидел погруженную в ил по ватерлинию легендарную субмарину:

– В отчете командира финского корабля «добивавшего» нашу «четыреста восьмую», уже после боя, были зафиксированы координаты, которые позволили сузить поиски до 200–300 метров. И вот у острова Вайндло гидролокатор дал нам профиль, похожий на силуэт «Щуки». Это была Щ-408!

По словам поисковиков, «Щук» в том походе в мае 1943 года было всего три – 303-я, 406-я и 408-я. Это были подлодки средних размеров. Крупного вооружения на них не ставили, только две небольшие 45-мм пушки. Плюс 10 торпед, которые позволили бы в случае необходимости вести бой. Щ‑406 и Щ‑408 были одинаковы по конструкции. Но только одна 408-я вела открытый артиллерийский бой – этот факт был установлен документально еще в 1960-е годы.

Лодку обнаружили на глубине 72 метра, и просто в аквалангах дайверам погрузиться было нельзя - потребовалось специальное водолазное оборудование.

- Следы последнего боя Щ-408 были отчетливо видны на корпусе. Вне боевого положения дула двух палубных орудий обычно бывают закрыты пробками, а мы увидели, что и 45-мм палубная пушка, и пушка на рубке находились в боевом положении, затворы и оптические прицелы были открыты. И оба орудия повернуты на левый борт, по которому, судя по пробоинам, и вел огонь противник. Снаряды в ящиках, которые лежали на дне рядом с телом лодки, – частично использованные, частично готовые для заряда. Было понятно, что командиром Щ-408 Павлом Кузьминым экипажу была поставлена задача продержаться на поверхности, чтобы успеть радировать в штаб Балтийского флота. И на все это оставалось не более десяти минут, в течение которых лодка вела бой, - предположил Михаил Иванов.

В немецких отчетах того времени описано, что советская лодка получила тяжелые повреждения, раненные моряки отстреливались и даже нанесли урон противнику. И только когда радиограммы были переданы, «четыреста восьмая» навсегда нырнула в морскую пучину.

Специалисты пришли к еще одному печальному выводу: значительная часть экипажа погибла в бою - в том числе, видимо, и командир.

Поскольку никаких следов того, что экипаж пытался покинуть лодку нет, участники экспедиции считают, что краснофлотцы сознательно приняли решение выполнить свой воинский долг до конца.

Никаких советских наград капитан-лейтенант Кузьмин и члены его экипажа за свой подвиг так и не получили. Зато совершенно неожиданно британский король Георг VI еще в 1945 году присвоил Павлу Семеновичу Кузьмину звание почетного офицера Британской империи V степени и знак отличия к нему.

Памятная доска с именами героев

У команды «Поклон кораблям Великой Победы» есть хорошая традиция – затонувшие подводные лодки обозначать мемориальными табличками из материала, который долгое время выдерживает нахождение в морской воде. Надписи на табличке обычно делают на двух языках – на русском и, скажем, финском или эстонском. В зависимости от того места, где покоится лодка.

Вот имена погибших членов экипажа Щ-408 – «Балтийского Варяга»:

Кузьмин Павел Семенович, капитан-лейтенант, командир ПЛ. Родился в г. Грозном;

Круглов Александр Федорович, капитан-лейтенант, заместитель командира по политчасти. Родился в Московской области;

Орлов Игорь Михайлович, старший лейтенант, командир БЧ-1-4. Родился в г. Казань;

Долголенко Петр Кондратьевич, старший лейтенант, помощник командира ПЛ. Родился в г. Новороссийск;

Белокопытов Геннадий Иванович, старший лейтенант, командир БЧ-2-3. Родился в г. Нерчинск Читинской обл.;

Курбатов Петр Павлович, инженер-капитан 3-го ранга, командир БЧ-5. Родился в г. Новороссийск;

Борзенко Николай Иванович, лейтенант медицинской службы, старший фельдшер. Родился в г. Краснодар;

Муранов Мефодий Иванович, капитан-лейтенант, дивизионный связист. Родился в г. Старобельск Ворошиловградской обл.;

Колпаков Николай Андреевич, мичман, боцман. Родился в дер. Мячево Ярославской обл.;

Бритвин Василий Николаевич, старшина 2-й статьи, командир отделения рулевых. Родился в дер. Верхний Быстров Вологодской обл.;

Брагин Николай Дмитриевич, старший краснофлотец, старший рулевой. Родился в дер. Малая Брагина Новосибирской обл.;

Покровский Никита Иванович, краснофлотец, рулевой. Родился в дер. Лепнинка Курской обл.;

Путешев Николай Сергеевич, краснофлотец, рулевой. Родился в дер. Андреев-Наволок Карело-Финской ССР;

Волкодамов Павел Степанович, старшина 2-й статьи, командир отделения штурманских электриков. Родился в г. Черкесск Карачаево-Черкесский автономный округ;

Ракитский Алексей Карпович, старшина 2-й статьи, командир отделения комендоров. Родился в с. Яцено Курской обл.;

Дряхлов Николай Григорьевич, главный старшина, старший группы торпедистов. Родился в г. Тамбов;

Евстигнеев Василий Петрович, старшина 2-й статьи, командир отделения торпедистов. Родился в дер. Нестерово Калининской обл.;

Пилипенко Григорий Захарович, старший краснофлотец, старший торпедист. Родился в с. Манотинцы Полтавская обл.;

Смирнов Михаил Николаевич, краснофлотец, торпедист. Родился в дер. Сандыревка Ивановская обл.;

Финогенов Николай Иванович, главный старшина, старшина группы, командир отделения радистов. Родился в дер. Бабино Калининской обл.;

Москалевский Владимир Григорьевич, краснофлотец, радист. Родился в с. Марьинка Донецкой обл.;

Сапунов Николай Григорьевич, краснофлотец, ученик-гидроакустик. Родился в г. Пенза;

Старостин Михаил Афанасьевич, мичман, старшина группы электриков. Родился в г. Москва;

Глазачев Павел Васильевич, старшина 2-й статьи, командир отделения электриков. Родился в г. Шенкурск Архангельской обл.

Воеводин Борис Михайлович, старший краснофлотец, старший электрик. Родился в с. Болтино Ладский Мордовской АССР;

Александров Анатолий Дмитриевич, краснофлотец, электрик. Родился в дер. Сахаровка Тульской обл.;

Иванов Иван Петрович, краснофлотец, электрик. Родился в дер. Паршино Ленинградской обл.;

Романин Георгий Андреевич, главный старшина, старшина мотористов. Родился в г. Ленинград;

Зорин Михаил Петрович, старшина 2-й статьи, командир отделения мотористов. Родился в дер. Лычна Вологодской обл.;

Родионов Петр Артемович, старшина 1-й статьи, командир отделения мотористов. Родился в г. Уфа;

Шкатулов Василий Герасимович, старший краснофлотец, старший моторист. Родился в г. Москва;

Гуменюк Василий Афанасьевич, старший краснофлотец, моторист. Родился в г. Киев;

Кириллов Николай Васильевич, краснофлотец, моторист. Родился в г. Новый Оскол Курской обл.;

Артамонов Анатолий Михайлович, главный старшина, старшина группы трюмных. Родился в дер. Марьино Вологодской обл.;

Линьков Николай Романович, старшина 2-й статьи, командир отделения трюмных. Родился в дер. Волоково Псковская обл.;

Онищенко Алексей Дмитриевич, краснофлотец, трюмный. Родился на шахте 2/7 «Лидиевка», Донбасс;

Рябов Николай Алексеевич, краснофлотец, трюмный. Родился в дер. Старая Русса Новгородской обл.;

Осташев Василий Васильевич, краснофлотец, кок. Родился в с. Осиевщина Ленинградской обл.;

Фомин Петр Ефимович, краснофлотец, строевой. Родился в с. Каменьподольное Орловской обл.;

Самойленко Константин Максимович, старшина 1-й статьи, командир отделения СКС. Родился на станции Должанка Краснодарского края;

Кроличенко Иван Корнеевич, старший краснофлотец, командир отделения гидроакустиков. Родился в с. Березовка Ворошиловградской обл.

Вечная память героям!

"