Posted 10 сентября 2018,, 07:01

Published 10 сентября 2018,, 07:01

Modified 7 марта, 16:31

Updated 7 марта, 16:31

Танцы у фолиантов. Светская тусовка поглумилась в главной библиотеке России

Танцы у фолиантов. Светская тусовка поглумилась в главной библиотеке России

10 сентября 2018, 07:01
Фото: grushenka.livejournal.com/923428.html
Недавно в Москве прошел показ мод от итальянского дизайнера под эгидой компании, занимающейся продажей одежды и предметов роскоши. На столь гламурное мероприятие были званы гламурные гости. И всё бы хорошо, да только лучшего места проведения, чем бывшая "Ленинская" библиотека почему-то не нашли.

"Совсем недавно я написала пост о том, что на ВДНХ начала свою работу книжная выставка-ярмарка, - пишет в своем Живом Журнале grushenka. - Мы сходили туда, сделали фото и постарались рассказать интересно о празднике книги. Конечно, никаких эмоций этот пост у читателей не вызвал, как и рассказ о том, что два года назад в Российской Государственной Библиотеке (РГБ) торжественно был открыт Ивановский зал после длительной реконострукции и там состоялась выставка "Книга глазами дизайнера".

Да и кого, на самом деле, может заинтересовать сейчас библиотека? Даже такая, как Российская Государственная! А вот наших "звезд" и медийных персон очень даже заинтересовала возможность бухнуть и порезвиться в окружении старинных фолиантов.

Я очень хорошо помню, как первый раз в жизни открывала двери самой главной библиотеки страны. Я, взрослая и состоявшаяся тетенька, повидавшая немало в своей жизни, с трепетом входила в этот храм книги и знаний. И это вовсе не пафос! Мое сердце билось сильнее, а руки предательски тряслись, когда я расчехляла камеру. РГБ не просто самое большое хранилище книг это настоящая история культуры России! Разве это не так?

А библиотека наша, действительно, живет и развивается! Совсем недавно здесь прошел показ мод от итальянского дизайнера. Мероприятие состоялось под эгидой компании, занимающейся продажей одежды и предметов роскоши в России. На такое гламурное мероприятие были званы гламурные гости. А как без них, без высокодуховных то?

Вот например, Ингеборга Дапкунайте. Актрису эту я очень и очень любила когда-то. Пока она не пришла в библиотеку. А это известный мачо российской сцены Игорь Верник в окружении моделей. Эвелина Хромченко, знающая о моде все! Вот интересно, а знает ли что-нибудь эта выдающаяся дама о библиотеке? Мадам Одинцова. Пример для провинциальных барышень, как правильно выбирать себе сожителя и разрушать чужие браки. Ну и, конечно, самая главная модница нашей страны - Татьяна Михалкова, в негламурных и невысокодуховных кругах, именуемая просто "Бантик". Полина Гагарина с мужем на фоне лестницы.

Показ прошел на мраморной лестнице главного здания библиотеки – памятника архитектуры федерального значения, шедевра постконструктивизма, при строительстве которого были использованы редчайшие породы мрамора и дерева.

Разумеется, лучших декораций для демонстрации произведений дизайнерской мысли, созданных на родине красоты и вкуса – в Италии, придумать было бы сложно.

Маэстро сорвал бурю оваций и восторгов гламурной публики. Казалось бы, ну что тут такого? Высокая мода и литература вполне себе сочетаются. И то и другое искусство! И возражений у меня и не было, если бы не одно НО. После показа публика проголодалась и направилась прямиком в читальный зал № 3, чтобы подкрепиться, где уже ждал изысканный фуршет.

Ничтоже сумняшеся, гости выпивали и закусывали там, где и разговаривать то принято шепотом. Под памятником Ленину комфортно расположился музыкальный ансамбль, гостей развлекала дочь Спивакова, все расслабились и начались танцы!

Актриса Дапкунайте взгромоздилась на стол прямо в туфельках и сплясала чуть ли не канкан. Господа, но это библиотека! Зачем же по старой традиции публичных домов 19 века, лезть на стол в пьяном угаре? Что хотела этим сказать литовская звезда?

Но все это было бы не очень грустно, если бы не тенденция. Во времена приснопамятного СССР в Ленинграде жил-был руководитель по фамилии Романов. Прошу не путать с царской фамилией! Звали его Григорий Васильевич. И вот однажды, дочка главы тогдашнего Ленинграда решила выйти замуж, да нигде нибудь а в Таврическом дворце! Растроганный папенька решил отметить событие это с настоящим царским размахом (а что, фамилия-то позволяет!) и в Таврический дворец был привезён из Эрмитажа уникальный фарфоровый сервиз на 144 персоны, из которого по легенде кушала сама императрица Екатерина. Гости, как водится, раздухарились и побили все исторические тарелки об пол Таврического дворца на счастье молодых.

Было это или не было - история умалчивает. Но слухи упорные по городу ходили. Но и это ещё не все! Вспомните вечеринку на "Авроре" и день рождения дочки некоего рэппера по кличке Тимати в музее им. Пушкина. Товарищ Романов умер, но дело его живет и процветает!

Вот о чем подумалось мне. Помните, кривлявшихся в храме Христа Спасителя девок в разноцветных колготках? Тогда народный гнев был беспощаден. А "звездам" нашим, значит, можно? Так можно или нельзя устраивать вечеринки в музеях и библиотеках?"

Российскую общественность крайне возбудило сообщение о том, что в главной библиотеке страны, в так называемой Ленинке прошло модное дефиле и с последующим банкетом, на котором присутствовал так называемый «бомонд». Это «модное мероприятие» организовал владелец ГУМа, бизнесмен Михаил Куснирович, а фотография актрисы Ингеборги Дапкунайте, стоящей на столе читального зала обошла все социальные сети. Так ли страшно это на самом деле и стоит ли возмущаться по этому поводу – об этом написал в ФБ историк и политолог Сергей Медведев:

«Помнится, чтобы записаться в Ленинку, я собрал кучу бумаг из аспирантуры, чуть не справку из парткома, и долго оформлял читательский билет в отделе записи, крохотном полуподвальном помещении. Все было таинственно, в полумраке, как первая ступень ининциации в тайную религию.

Второй стадией был обмен читательского на дневной пропуск в каптерке перед вахтой, которая была уже на уровне земли, чуть светлее и просторнее, но все равно женщина за конторкой долго записывала твои данные в гроссбух.

Затем была сдача сумок, портфелей, всех печатных материалов в камеру хранения и наступал самый важный, четвертый, этап: проверка службой безопасности -- совместно сотрудниками библиотеки и милиционером на посту на предмет вноса (не выноса даже!) запрещенных материалов. Так, однажды я был пойман с пачкой обороток для заметок (знает ли молодежь, что такое оборотки? в условиях дефицита бумаги мы писали на тыльной стороне использованных машинописных листов), потому что старая машинопись тоже считалась печатным материалом и была запрещена ко вносу, в связи с чем была неукоснительно сделана заметка в моем читательском билете, и повторное нарушение грозило отлучением от библиотеки, кажется, на месяц.

Пройдя эти стадии инициации, очистив душу, тело и карманы, со стопкой девственно чистых листов бумаги ты начинал восхождение по царской лестнице к просторному залу с каталогом, слева предметный, справа авторский, и по мере подъема прибывало света, силы, радости, словно из тьмы невежества ты поднимался к солнцу знания в этой мистерии Просвещения, полной символов и тайных знаков.

Найдя нужные карточки, ты заказывал книги у библиотекарей, и в ожидании заказа, минут двадцать, можно было пойти покурить, выпить кофе, и наконец, наступал долгожданный, почти эротический, момент встречи с книгой, ощущение шершавости или гладкости обложки, выпуклости букв на колонтитуле, волнующий момент открывания -- какой там шрифт? удобная ли верстка? -- и с этим сокровищем в руках и с трепетом в груди ты переступал порог Третьего Зала.

А там была храмовая полутьма и благоговейная тишина, подобно лампадам горели зеленые лампы над столами, а наверху, в недосягаемой вышине, сквозь окна струился свет, как под куполом храма, и казалось, ангелы поют аллилуйю декартовскому богу знания, и ты, неофит, робко присаживался в свободную клетушку, как за молитвенный пюпитр, и включал светильник.

И вот сегодня актриса Дапкунайте попрала каблуками священный алтарь Третьего Зала, -- но почему-то я не оскорблен. Вечеринка со шлюхами на «Авроре», секс-оргия в Биологическом музее, панк-молитва в храме, чемодан на Красной площади, Стас Михайлов в Кремле -- мы давно уже прошли все стадии десакрализации, и для меня не осталось священных пространств и ритуалов, да и сама идея священности чего-либо, существования запретных зон, табуированных слов и оскорбленных чувств невыносимо смешна. Мне нисколько не стыдно за библиотеку, но мне почему-то неловко за любимую актрису, которая оказалась в нелепой позе, в безвкусном пальто и в неизгладимо пошлой истории.

Впрочем, Куснирович всегда был королем пошлости.»

***

А вот что думает по этому поводу другой историк – Иван Курилла:

«Интересный кейс десакрализации пространства. В самом большом читальном зале РГБ устроили закрытый показ мод. Фотографии читального зала, в котором поют, едят, пьют и танцуют (по ссылке ниже на сайте ГУМа) оскорбляют, конечно, чувства ученых, привыкших относиться к читальному залу и к книгам с особым трепетом. Понятно, что чувства у нас в стране могут быть только у верующих (ср. танец Пусси Райот в ХХС), - но смотреть на вот это неприятно, - как будто твою квартиру (ладно, не квартиру - твое рабочее место) вдруг кто-то сдал под бордель.

(UPD: Прочел сейчас еще у одного комментатора: «Это гениальное фото. Где-то рядом с ним «Знамя над Рейхстагом» Халдея и «Флаг над Иво Джимой» Розенталя». Ну да, - оба примера про торжество победителей над символами побежденных. Осталось понять, кто и кого тут победил).

Но есть и вопросы, не связанные с особенностями восприятия, - и я их просто скопирую из поста френдессы, которая их написала под замком (если разрешит, сошлюсь тут):

«...Для читателей в этот день библиотека (вся, все читальные залы) без предупреждения была закрыта. То есть пострадали около 10-12 тыс. человек читателей, которые не смогли работать. Не вышли в этот день на работу и 1900 сотрудников РГБ (им дали свободный день? просто сказали не приходить на работу?).

Кто дал разрешение на сдачу в аренду читального зала под банкет и концерт?

Какие правила внутреннего распорядка библиотеки были при этом нарушены?

Сколько было гостей (а это не менее 400-500 чел.)? Был ли нанесен материальный ущерб имуществу, используемому не по назначению?

Каков бюджет мероприятия, правила аренды и куда пошли эти деньги?

Есть ли факт нецелевого использования государственного имущества?...»

"