Posted 4 декабря 2008,, 21:00
Published 4 декабря 2008,, 21:00
Modified 8 марта, 07:42
Updated 8 марта, 07:42
Еще каких-то пару лет назад решение элементарных бытовых вопросов для вечнозанятых москвичей выливалось в целую проблему: чтобы сдать в химчистку костюм, вылечить зуб или застраховать автомобиль, приходилось постоянно отпрашиваться с работы, чтобы успеть к месту назначения до закрытия. Теперь это вовсе не обязательно: парикмахерские и спа-салоны, автосервисы и страховые компании, химчистки и магазины электроники усердно обклеивают свои двери сообщениями о том, что ждут посетителей 24 часа в сутки.
Вторая смена
По наблюдениям экспертов, спрос на услуги во «вторую смену» ежегодно растет. Причем речь идет не о банальных супермаркетах рядом с домом, которыми в наше время уже никого не удивишь, а о более замысловатом сервисе, доступном раньше исключительно в дневное время и то только по записи. В основном это касается всевозможных медицинских, а особенно стоматологических услуг, косметических процедур, а также банковских операций.
Не менее охотно полуночники принимаются за «заботы выходного дня», например ремонт автомобиля, посещение ветклиники, комплексные спа-процедуры или закупку продуктов на неделю. В этом случае их привлекают не столько ночные скидки, сколько возможность получить услугу быстро, не тратя времени в очередях.
Но даже при таком разнообразии и кажущейся востребованности круглосуточного сервиса, его рентабельность – вопрос спорный. «Введение ночных смен влечет за собой дополнительные издержки, главная из которых – зарплата персонала, – рассказал «НИ» коммерческий директор одного из столичных магазинов Роман Свиридов. – Не каждый сотрудник согласится работать по такой схеме на обычных условиях, поэтому оклад приходится увеличивать как минимум процентов на двадцать. И хотя для работы в ночь требуется меньше персонала, этим затраты не покроешь. Поэтому чтобы переход на режим 24/7 имел смысл, необходимо привлекать как можно больше клиентов. Как правило, это делается с помощью скидок, а значит, дополнительных расходов».
Но даже несмотря на эти издержки, большинство организаций, перешедших на круглосуточный режим работы, все же умудряются получить с этого прибыль или хотя бы увеличить число клиентов, приходящих после десяти вечера. Особенно это касается салонов красоты, автосервисов и фитнес-центров, на посещение которых вечно не хватает времени.
Работа на репутацию
Впрочем, некоторые бизнесмены за сиюминутной прибылью и не гонятся, предпочитая мыслить стратегически. Для них круглосуточный режим работы – это прежде всего имиджевый ход, направленный на повышение лояльности покупателей. «Ночью, никуда не спеша, посетитель может ознакомиться со всеми товарами или услугами магазина или салона, что-то для себя присмотреть и получить исчерпывающую консультацию специалиста. И даже если он не сделает покупку сейчас, главное – он запомнит, что именно здесь к нему внимательно отнеслись, и обязательно вернется, а то еще и друзей приведет».
Но все же приходится признать: клиентов у круглосуточных организаций пока негусто. Любители ночной жизни порой даже не догадываются о том, с каким нетерпением их ждут скучающие от безделья сотрудники второй смены. Однако, по мнению некоторых экспертов рынка, вскоре эта ситуация может кардинально измениться. «С одной стороны, – рассуждает маркетолог Илья Обухов, – разразившийся финансовый кризис может развернуть покупателей лицом к круглосуточным магазинам и клиникам: клиентов будут привлекать специальные предложения и скидки. Но с другой – содержать вторую смену для некоторых привыкающих к экономии предпринимателей будет уже не выгодно».