Posted 1 октября 2021,, 19:19

Published 1 октября 2021,, 19:19

Modified 7 марта, 13:18

Updated 7 марта, 13:18

"Вырастим инвалидов и неврастеников": ассоциация врачей выступила против "дистанта"

"Вырастим инвалидов и неврастеников": ассоциация врачей выступила против "дистанта"

1 октября 2021, 19:19
Фото: uolbt.test.yanao.ru
Международная общественная организация «Независимая ассоциация врачей» выложила в открытый доступ медицинское экспертное заключение по оценке безопасности дистанционного обучения (ДО) и активного внедрения методик с применением цифровых технологий для детей (ЦОС). Результаты исследования шокируют своими выводами.

Мария Дубинская

С января этого года, как отмечают представители организации, было отменено порядка 17 СанПиНов, которые касались обучения, содержания и оздоровления детей.

В результате многое из того, что раньше считалось однозначно вредным для детского организма, стало вдруг – вуаля! - разрешённым.

Дистанционное обучение, цифровые технологии взамен полноценного живого общения учащихся и учителей - всё это, по мнению врачей, снизит физическое и психическое здоровье детей и подростков, что закономерно приведёт к более раннему развитию психических и соматических заболеваний, а в долгосрочной перспективе ухудшит здоровье всей нации.

«Новые Известия» изучили экспертизу. Она занимает 41 страницу и имеет свыше 60 ссылок на специальную литературу и данные из официальной нормативной базы РФ.

Ознакомиться с исследованием, в работе над которым приняли участие двенадцать специалистов с высшим медицинским образованием, можно здесь.

Мы же публикуем несколько выдержек, которые красноречиво объясняют, почему пресловутые ЦОС и «дистант» вызывают у думающих людей такое возмущение:

«Начиная с марта 2020 года, школьники в России и во всем мире жили в непривычных для них условиях. Это было вызвано переводом детей на дистанционный вид обучения в связи и объявленной пандемией новой короновирусной инфекции.

В мире 1,3 млрд детей весной 2020 года находились в самоизоляции и не посещали школы. Вероятность возврата к такой форме обучения при ухудшении эпидемиологической ситуации сохраняется и сейчас.

Также на территории Российской Федерации, начиная с 2016 года – и, преимущественно, в 2020-2021 гг. - в рамках национального проекта «Цифровая школа» в учебный процесс активно внедряются методики с применением цифровых технологий.

Это такие проекты как МЭШ (Московская электронная школа) и РЭШ (Российская электронная школа), цифровая образовательная среда, цифровая платформа персонализированного обучения СберКласс.

Реализация таких проектов неизменно будет связана с более длительным пребыванием детей перед экраном компьютера и в положении сидя, со снижением двигательной активности; выраженным ограничением, либо полным исключением живого общения с учителем и сверстниками.

Это увеличит нагрузку на органы зрения, опорно-двигательный аппарат, нервную систему.

Время пребывания перед монитором электронного устройства превысит возрастные физиологические нормы.

Всё это вызывает беспокойство у родителей и учителей.

Представители родительских и педагогических сообществ обратились к Независимой Ассоциации врачей с интересующими их вопросами.

С 1 января 2021 г. вступили в действие новые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Было отменено порядка 17 СанПиНов, которые касались обучения, содержания и оздоровления детей.

Вместо этого были введены правила, в которых отсутствуют требования, мешающие вводить электронные средства обучения.

Многое из того, что раньше считалось вредным для детского организма, стало разрешено.

Периодические медицинские осмотры, позволяющие отследить изменения здоровья школьников отменены с 2017 года.

Данные же за предыдущее десятилетие говорят об ухудшении здоровья школьников.

Выросло количество новообразований у детей за 10 лет на 103 %, это очень тревожные цифры.

Болезни нервной системы возросли на 27 %, болезни глаз увеличились на 20 %.

При этом нет опубликованных полномасштабных исследований, доказывающих безопасность внесения изменений в санитарные нормы.

Более того, в период с 27 апреля по 26 мая 2020 г. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков был проведен анонимный опрос 29 779 школьников в условиях дистанционного обучения 5-х—11-х классов из 79 регионов России.

Анализ данных, полученных в ходе опроса, выявил острые проблемы в сохранении и укреплении здоровья обучающихся в условиях цифровизации: отсутствие безопасных для здоровья и доступных для обучающихся учебных электронных изданий и электронных средств обучения; отсутствие современных гигиенических требований и специальных санитарных требований к цифровой образовательной среде и дистанционному обучению.

Было выявлено увеличение продолжительности выполнения домашних заданий, а значит пребывания в статичной позе в среднем у 50 % опрошенных, увеличение времени работы с компьютером и другими гаджетами у 46,7 % опрошенных; время работы с электронными устройствами, оборудованными экранами 4 ч и более отмечается у 77,2 % опрошенных; снижение продолжительности прогулок — у 68,3 % и физической активности — у 55,2 % респондентов.

У 83,8 % обучающихся отмечались неблагополучные психические реакции пограничного уровня; наличие депрессивных проявлений можно предположить у 42,2 % респондентов, астенических состояний — у 41,6 %, в том числе синдромально-очерченный астенический синдром — у 23 %, обсессивно-фобические состояния можно предположить у 37,2 %, гиперкинетические реакции — у 29,2 %, синдром головных болей — у 26,8 %, нарушения сна — у 55,8 %, соматоформную дисфункцию желудочно-кишечного тракта — у 23,3 %.

Каждый пятый школьник (21,2 %) указал, что самоизоляция невыносима.

У 30,7 % опрошенных отмечались признаки компьютерного зрительного синдрома и у 4,2 % — карпально-туннельного («запястного») синдрома, характерных для профессионалов, связанных с информационно-коммуникационными технологиями и средствами их обеспечения.

Вероятнее всего, у учащихся начальной школы эти проблемы проявлялись еще острее.

В связи с отсутствием в доступной научной литературе информации об исследованиях изменений, возникающих у детей в результате перехода на новую цифровую и дистанционную форму обучения и рисках, которые таковая таит, мы-эксперты с высшим медицинским образованием и практики с опытом наблюдения за изменениями в состоянии качества здоровья при лечении и реабилитации детей и подростков, в своих выводах будем основываться на знаниях анатомо-физиологических особенностей развития детей, наших профессиональных знаниях и клиническом опыте, а так же на санитарно-эпидемиологических нормах в отношении детей существовавших до 1 января 2021 г., так как они были научно обоснованы и проверены практикой.

…По данным всё того же опроса, проведённого НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков с 27 апреля по 26 мая 2020 г. в условиях дистанционного обучения, с массивным использованием цифровых методик, неблагоприятных психологических реакций в период самоизоляции только у 16,2 % обучающихся.

В ряде наблюдений (93 чел.) определялись признаки выраженной психической дезадаптации, требующие срочной консультации врача-психотерапевта: суицидальные мысли и тенденции, приступы панических атак, выраженная тревога с психомоторным возбуждением, агрессивные действия.

Следует заметить, что дистанционное обучение было введено с марта 2020 г, опрос проводился в апреле-мае 2020 г.

Логично предположить, что при более длительном нахождении на такой форме обучения все эти цифры существенно возрастут.

Важный элемент процесса обучения – обратная связь от ученика к преподавателю и наоборот.

При полностью дистанционном (без очного общения преподавателя с учеником) с помощью технических средств, в том, числе без визуального контакта, и не всегда в режиме реального времени – возникают проблемы отсутствия обратной связи, а также из процесса общения исключаются такие психологические ресурсы, влияющие на результаты, как эмпатия и интеракция.

Дистанционное и электронное обучение на постоянной основе с увеличением времени нахождение за электронными средствами обучение (компьютер, планшет, смартфон и т.д.) приведет к замедлению физического и физиологического созревания детей, нарушению формирования психических функций, нарушению формирования личности и мышления, ослаблению наиболее сложных психических функций сознания, интеллекта и долговременной памяти, расторможенности эмоций и влечения, вплоть до аффектов.

ВЫВОДЫ Международной общественной организации «Независимая ассоциация врачей»:

  1. Дистанционное обучение и активное внедрение методик с применением цифровых технологий в школах и других детских образовательных учреждениях неизменно приведет к увеличению продолжительности пребывания детей в статичной позе, увеличению времени работы с компьютером и другими гаджетами, снижению продолжительности прогулок и снижению физической активности.
  2. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 No 28 вступившие в действие с 1 января 2021 г. были приняты без проведения необходимых исследований и практических наблюдений, доказывающих безопасность и адекватность внесения таких изменений в санитарные нормы.
  3. Дистанционное обучение на постоянной основе и активное внедрение методик с применением цифровых технологий в школах и других детских образовательных учреждениях приведет к следующим негативным изменениям в организме детей: детренированность мышцы сердца с уменьшением объема сердечного выброса и последующим риском развития заболеваний сердечно-сосудистой системы, избыточная масса тела с последующим риском развития первичного бесплодия, боли в области глазниц, лба, синдром «сухого глаза», спазм аккомодации и развитие впоследствии миопии, прогрессирование уже имеющейся близорукости, ослабление наиболее сложных психических функций сознания, интеллекта, мышления и долговременной памяти, расторможенность эмоций и влечения, вплоть до аффектов. В подростковом возрасте - избыточная внушаемость, сексуальная- агрессия, склонность к протесту до разрушающих и противоправных действий. Изменения со стороны опорно-двигательного аппарата: вялая осанка, вколоченный крестец, мышечный гипотонус скелетной мускулатуры, гравитационное повреждение межпозвонковых дисков, изменение градиента давления в сосудах головы и шеи, «обкрадывание» головного мозга артериальной кровью на фоне сниженного венозного возврата в правое предсердие.

Все это снизит физическое и психическое здоровье детей и подростков, приведет к более раннему развитию психических и соматических заболеваний и в долгосрочной перспективе ухудшит здоровье нации.

РЕКОМЕНДАЦИИ Международной общественной организации «Независимая ассоциация врачей»:

  1. Признать ненаучными и вредными Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 Nr. 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 Nr 61573) с применением ранее утвержденных СанПиНов, до проведения полномасштабных научных исследований.
  2. Возобновить проведение ежегодных профилактических осмотров школьников в начале и по окончанию учебного года для оценки состояния здоровья детей и влияния на них новых санитарных правил.
  3. Отказаться от введения дистанционной формы обучения и активного внедрения методик с применением цифровых технологий в школах и других детских образовательных организациях, так как вред от данных нововведений уже существенно превышает предполагаемую пользу.
  4. Принять и внедрить в школах России принципы построения урока, изложенные доктором медицинских наук Базарным Владимиром Филипповичем, для предотвращения повреждения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и утвержденные Главным санитарным врачом РФ ещё в 2010 году.

"