Posted 21 сентября 2021,, 11:29

Published 21 сентября 2021,, 11:29

Город, который был прототипом библейского Содома, погиб от падения метеорита

21 сентября 2021, 11:29
Около 3600 лет назад город Талль-эль-Хаммам на берегу Мертвого моря был в 10 раз больше Иерусалима и в 5 раз больше Иерихона. Но потом люди по неизвестной причине покинули его, и много лет это место оставалось заброшенным. Американские библеисты и импактологи выдвинули гипотезу, что город мог погубить метеорит.

Об исследовании сотрудников Калифорнийского университета в Санта- Барбаре, опубликованном в журнале Nature Scientific Reports, сообщает phys.org.

Город Талль-эль-Хаммам располагался в долине реки Иордан к северо-востоку от Мертвого моря. Цивилизация существовала здесь на протяжении нескольких тысяч лет: во время раскопок обнаружены свидетельства культуры начиная с медного века. К 1650 году до н. э. город активно развивался и был крупнейшим постоянно обитаемым городом в южном Леванте, в 10 раз превосходя размерами Иерусалим и в пять – Иерихон.

Однако среди культурных слоев Талль-эль-Хаммама, изучаемых археологами, существует один, относящийся к среднему бронзовому веку, который выглядит крайне необычно. В этом 1,5-метровом слое ученые обнаружили черепки керамики, поверхность которых превратилась в стекло, и покрывшийся пузырями глинобитный кирпич. Это признаки аномально высокой температуры – выше 2000 градусов по Цельсию, – которой было невозможно добиться, используя технологии того времени.

Как предполагают ученые, 3650 лет назад недалеко от города упал метеорит, сопоставимый по эффекту разрушения с Тунгусским, мощность взрыва которого оценивают в 12 мегатонн. Взрывной волны было достаточно, чтобы сровнять все дворцы и глинобитные хижины Талль-эль-Хаммама с землей. Гипотезу подтверждает расположение найденных человеческих останков, демонстрирующих «крайнюю расчлененность и фрагментацию скелета», а также анализ почвы и отложений: в них обнаружились крошечные шарики, богатые железом и кремнием, и расплавленные металлы.

Взрывной волной можно объяснить и аномально высокие концентрации соли, найденные в слое: вероятно, удар частично пришелся на Мертвое море, которое очень богато солью, и кристаллы разлетелись далеко вокруг. Высокие концентрации соли обнаруживаются не только в Талль-эль-Хаммаме, но и в других соседних городах, также разрушенных, – и Талль-Нимрине и Телль-эс-Султане. Кстати, последний многими считается прототипом библейского Иерихона.

Высокая соленость почв могла стать причиной того, что в позднем бронзовом веке города по нижнему течению реки Иордан были заброшены, а население сократилось с десятков тысяч до нескольких сотен кочевников. Невозможность вырастить что-то на этих некогда плодородных землях заставляла людей уходить. Возвращение людей и жизни в Талль-эль-Хаммам и соседние города случилось лишь спустя 600 лет после внезапного разрушения.

Талль-эль-Хамман – один из тех городов, в которых историки видят возможный прототип ветхозаветного Содома, разрушенного Богом, чтобы покарать впавших в пороки жителей. Библейское описание очень похоже на картину удара из космоса: с неба падают огонь и сера; разрушено множество городов; жители города убиты, а их посевы – уничтожены; «дым поднимается с земли, как дым из печи». Вероятно, катастрофический удар метеорита мог породить устные легенды, а те – послужить источником вдохновения для истории, описанной в Книге Бытия. Но пока эта гипотеза не доказана.