Posted 20 ноября 2020,, 10:42

Published 20 ноября 2020,, 10:42

Modified 7 марта, 14:41

Updated 7 марта, 14:41

Всюду жизнь: рисунки Леонардо кишат бактериями и человеческой ДНК

20 ноября 2020, 10:42
Микробиологи изучили рисунки гения Возрождения и обнаружили на них скрытый мир грибов и бактерий.

Ирина Зиганшина

Любопытное исследование международной команды микробиологов из итальянских и австрийских университетов появилось в журнале Frontiers in Microbiology. Ученые исследовали под микроскопом биологический материал, позаимствованный с семи известных рисунков Леонардо да Винчи, и обнаружили там богатый мир бактерий, грибов и ДНК человека.

«Большую часть этих невидимых глазу следов оставили насекомые, реставраторы и путешествия рисунков, – говорится в заявлении исследователей. – Трудно, однако, сказать, принадлежат ли какие-либо из этих загрязнений тому времени, когда Леонардо да Винчи работал над этой графикой».

Самым большим сюрпризом, сообщают исследователи, стала высокая концентрация бактерий. Обычно в микробиомах бумажных объектов доминируют грибы, но у Леонардо все оказалось иначе: необычно большое количество бактерий, оставленных людьми и насекомыми (вероятно, мухами, которые в какой-то момент испражнялись на бумагу).

Что касается человеческой ДНК, то большая ее часть, вероятно, принадлежит не самому мастеру, а людям, которые участвовали в реставрациях графики начиная с XV века. Пока ученые не проанализировали генетический материал достаточно детально, чтобы понять, кому именно он может принадлежать.

В своем исследовании ученые использовали новый метод генетического секвенирования под названием Nanopore, который позволяет быстро брать генетический материал и проводить подробное изучение различных биологических материалов. Прежде те же самые исследователи использовали этот метод изучения «художественных» микробиомов, чтобы определить, каким образом хранились статуи, изъятые у контрабандистов. А в дальнейшем этот метод может выявить новые детали истории даже хорошо изученных произведений искусства.

Возможно даже создание микробиомного «каталога» скульптуры, живописи, графики. Так как каждая работа содержит свою уникальную коллекцию микроорганизмов, идентифицировать ее можно по уже известному набору. Кроме того, по различиям в наборе микробиомов можно легко обнаруживать подделки.