Posted 14 августа 2021,, 12:06

Published 14 августа 2021,, 12:06

Если хочешь быть здоров...

Не только ботокс и подтяжки: старение можно замедлить

14 августа 2021, 12:06
Фото: mirk.msk.ru
Если хочешь быть здоров...
Ученые Стэнфордского университета определили 4 типа, которому происходит процесс старения человека на биохимическом уровне. Они зависят от определенных органов и систем организма. Если знать свой тип, можно успешно противостоять влиянию времени.

Никто не может остановить старение своего организма, пишет "Шпигель". Изменяя образ жизни, каждый может замедлить скорость, с которой оно происходит. Как по-разному человек становиться старше особенно видно на встречах выпускников. Кто-то уже страдает от букета болезней. Другие находятся в отличной физической форме и выглядят на 15 лет моложе.

Генетик Майкл Снайдер из медицинской школы Стэнфордского университета исследовал феномен старения на биохимическом уровне и установил, что возрастные изменения происходят по четырем типам. Типы старения связаны с определенными органами и системами организма - с обменом веществ, иммунной системой, печенью и почками. Новые данные позволяют не только составить прогноз старения для каждого отдельного человека, но и помочь ему успешно противостоять влиянию возраста.

Ученый говорит, что новая классификация позволит "определить для каждого человека факторы риска для его здоровья и заранее выделить органы и системы в организме, которые в будущем могут стать проблемными".

Исследование опубликовано в журнале "Nature Medicine". Ученые наблюдали в течение длительного времени за группой испытуемых, состоящих из 109 человек в возрасте от 29 до 75 лет, у которых на момент начала эксперимента не было зафиксировано никаких серьезных заболеваний. Регулярно они проводили анализ крови, мочи и кала и определяли бактерии из носоглотки. На каждого участника эксперимента была собрана информация о 10343 генах, 368 белках крови, 722 продуктах обмена веществ и 6009 микроорганизмах, обнаруженных в организме. Исследователи наблюдали в динамике за изменениями этих данных.

Через 3,5 года наблюдений ученые выяснили, что каждый человек обладает уникальным молекулярно-биологическим профилем, который определенным образом изменяется с течением времени. На основе этого они выделили 4 типа старения. У одной группы испытуемых изменения происходили в обмене веществ, у другой - в иммунной системе, у третьей и четвертой - в печени и почках, соответственно.

У испытуемых из группы обмена веществ со временем увеличивалось содержание определенного вида гемоглобина, влияющего на уровень сахара в крови, что приводит к возникновению диабета по второму типу. У стареющих по иммунному типу в крови увеличивалось количество маркеров воспаления.

"Это как в машинах", - говорит Майкл Снайдер. - "С каждым годом автомобилю требуется ремонт. У одних слабое место - мотор, а у других - коробка передач".

Большинство людей сначала даже не замечают, что он стареют. Но с помощью серии анализов, которые проводили исследователи под руководством Снайдера, на ранних стадиям можно определить маркеры старения.

Но самый важный вывод его работы заключается в том, что старению можно противостоять, говорит ученый. Люди с проблемами иммунной системы могут замедлить ход времени, если они увеличат физическую нагрузку на свой организм. У людей, у которых печень определяет их биологический возраст, есть возможность проверять ее чаще, чем это положено сейчас. Стареющие по почечному типу должны следить за потребление жидкости и увеличить его.

В геронтологии отсутствовали до сих пор ясные критерии старения, говорит Дэниел Бельски, эпидемиолог Колумбийского университета из Нью-Йорка. Если понимать триггеры, которые влияют на скорость старения, можно проводить профилактику старческих болезней и дать возможность людям жить дольше здоровыми.

Исследование Снайдера показывает, что в некоторых случаях можно повернуть процесс старения вспять, и организм людей омолаживался. Это происходило благодаря тому, что они изменяли привычки питания, худели и занимались спортом.

Конечно, эти рекомендации не новы. Но если каждому человеку можно показать, что изменение образа жизни ведет к изменению в организме на биохимическом уровне, появится дополнительная мотивировка.

Сам генетик, который родился в 1955 году, участвовал в своем исследовании в качестве испытуемого. Из него он узнал, что в его случае невозможно четко выделить группу старения, к которой он относится. К тому же, его хронологический возраст соответствует биологическому. Снайдер считал себя спортивным человеком, но стало очевидно, что этой физической нагрузки для омоложения не хватает.

Поэтому ученый начал интенсивно развивать мускулатуру. Он надеется, что это поможет уменьшить биологический возраст и с нетерпением ждет новых результатов.