Posted 18 февраля 2020, 19:27
Published 18 февраля 2020, 19:27
Modified 7 марта, 15:09
Updated 7 марта, 15:09
Юлия Сунцова
За полчаса до начала слушания по делу «Нового величия» у входа в здание Люблинского районного суда Москвы собралась длинная очередь. Помимо родных и друзей подсудимых на процесс пришли десятки слушателей, правозащитники, журналисты, представители общественных организаций. Во вторник гособвинение должно было обозначить перед судом свою окончательную позицию по делу, но заседание было отложено.
Анна Павликова и Мария Дубовик пришли в суд в браслетах в сопровождении фсиновцев, Максим Рощин и Сергей Гаврилов также остаются под домашним арестом. Четверых молодых людей — Руслана Костыленкова, Дмитрия Полетаева, Петра Карамзина и Вячеслава Крюкова доставили из СИЗО в автозаке под конвоем. Наручники с них не сняли даже в «аквариуме».
- Про учебу девочек речи не идет. Мы не раз просили разрешение на расширенный домашний арест, хотя бы на упрощенный порядок получения медицинской помощи, но нам суд отказал. На получение экстренной медицинской помощи уходит минимум два дня. Сначала нужно уведомить следствие, потом получить решение у судьи и только потом в сопровождении сотрудников ФСИН получаем медпомощь, - рассказала мама Ани Павликовой Юлия Виноградова перед началом судебного заседания.
В тесную 219-ую комнату поместились только подсудимые, адвокаты, прокуроры, конвоиры и считанное число слушателей. Отсчитав по головам определенное количество желающих пройти в зал, пристав захлопнул дверь перед толпой еще до появления судьи.
Большую часть слушателей поместили в соседний зал, оборудованный системой видеотрансляции. Но и вторая комната заполнилась моментально, так что еще некоторое количество желающих, которым не хватило мест, остались ждать новостей в коридоре. Среди пришедших были, в том числе, пожилые люди и молодые мамы с маленькими детьми.
Заседание закончилось, можно сказать, не успев начаться. Заслушали характеристику на Марию Дубовик, после чего судья Александр Маслов объявил о завершении судебного следствия и переходе на стадию прений и объявил перерыв до 20 февраля.
«Сегодня ожидалось, что обвинение обозначит запрашиваемое наказание, состоятся прения и последнее слово. Но этого не произошло. У нас сложилось впечатление, что не готов судья и не готова прокуратура», - прокомментировали защитники.
Восьмерых молодых людей судят за участие в малоизвестном движении «Новое величие» (которое следствие называет «экстремистским сообществом») и планы захватить власть в России путем государственного переворота. Их взяли под стражу в марте 2018 года. Дело получило большой общественный резонанс. По мнению правозащитников, организация создана "в результате провокаций спецслужб". Обвинение строится на показаниях засекреченного информатора Руслана Д. (указан в материалах уголовного дела под псевдонимом Александр Константинов). Он предложил молодым людям создать политическую организацию, написал для нее устав, подыскал и оплатил помещение для собраний подписчиков телеграм-чата. На суде Руслан Д. заслушивался «в условиях, исключающих видимость» - его лицо, личность и должностная принадлежность так и не были раскрыты общественности.
Именно этот «устав» в итоге окажется единственным документом, а показания нескольких внедренных сотрудников правоохранительных органов – единственным свидетельством обвинения.
- В деле «Нового величия», такое ощущение, сотрудников спецслужб больше, чем самих участников, которые просто общались друг с другом и ни о каких свержениях власти, конечно же, не думали. Каких только сотрудников мы не обнаруживаем в этом деле – и официально внедренных и неофициально внедренных, и секретных, и полувнедренных, которые, вроде как, и заключали соглашения с ФСБ, а показания дают обратные - в пользу подсудимых. Этих ребят просто бомбили и доставали со всех сторон, как сейчас выясняется, всевозможные подразделения – и ФСБ, и уголовный розыск, и Росгвардия, и Центр по противодействию экстремизму, - говорит адвокат, правозащитник Мария Эйсмонт.
Внедрившиеся в компанию вчерашних школьников оперативник уголовного розыска Максим Расторгуев и сотрудник Росгвардии Руслан Кашапов спровоцировали поездки группы в Подмосковье, где, по словам Руслана Д., они вместе учились стрелять из «Сайги» и тренировались в изготовлении «коктейлей Молотова». Привлеченный Расторгуевым Юрий Испанцев - еще один сопровождающий из уголовного розыска, который посещал общие собрания. Оперуполномоченный ЦПЭ Денис Чижов тоже знакомился с ребятами и параллельно «оснащал» помещения для встреч нужной спецаппаратурой. Ольга Пшеничникова сообщила суду, что была осведомителем ЦПЭ и на ранних этапах «приглядывала» за молодыми людьми, из которых потом сделали «Новое величие».
В марте 2018 года десять человек из группы были задержаны, им предъявили обвинение по ст. 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества). Для шестерых обвиняемых была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, для четверых – домашний арест. Вскоре после этого во время содержания в СИЗО у несовершеннолетней на тот момент Ани Павликовой возникло серьезное заболевание, вызывающее бесплодие, и обострились врожденное сердечное заболевание. У 19-летней Марии Дубовик в СИЗО была обнаружена опухоль.
После «Марша матерей» в августе 2018 г. и других протестных акций в защиту фигурантов «Нового величия» девушкам сменили меру пресечения на домашний арест.
Двое молодых людей Рустам Рустамов и Павел Ребровский дали признательные показания и заключили досудебные соглашения со следствием. Уголовное дело в отношении них рассматривалось в особом порядке. Рустамов получил 1,5 года условно. Ребровский на суде заявил, что под давлением следователя подписал ложные показания, и на самом деле никто из обвиняемых никаких насильственных действий не планировал. В итоге он получил 2,5 года колонии общего режима. Позже его приговор был отменен, а дело направлено на новое рассмотрение, суд избрал ему подписку о невыезде. Из обвинительного заключения неожиданно исчез фактический создатель движения и ключевой свидетель – Руслан Д. На момент прений он так и числится подозреваемым.
Дело «Нового величия» вызвало шквал критики общественности из-за несоразмерно жестоких мер пресечения обвиняемым, а также из-за методов правоохранительных органов, в которых эксперты распознают прямую провокацию и активную организацию преступления с целью последующего раскрытия этого же преступления.
Петицию о подростках – жертвах спецслужб на платформе «Change.org» подписали к этому часу 287 тысяч человек.
«Сегодня у Государства, представленного Прокуратурой и Следствием, всего два пути. Первый — продолжать путь произвола, манипуляции, натягивания формулировок, давления на обвиняемых и адвокатов, вбрасывания ложной информации, раскалывания общественного консенсуса. <…> Это путь позорный и опасный, ведущий к фактической легализации преступной практики провокаций спецслужб с целью фабрикации уголовных дел, и как следствие, к еще большему падению авторитета Закона и государственной власти. Этот путь — прямая угроза национальной безопасности России.
Второй путь — прекращение дела «Нового Величия», как этого требует Закон. На сегодняшний момент в распоряжении Следствия и Прокуратуры есть все необходимые полномочия и материалы, чтобы принять такое решение. В частности, они располагают данными об активной и организующей роли провокатора, т.н. «Руслана Д.» <…>. Без его организующего и финансового начала группа «Новое Величие» не могла состояться. Но даже с его участием она была близка к развалу, - говорится в петиции.
- <…> группа, состоящая из 13 человек, почти на треть состояла из представителей различных правоохранительных органов, которые, видимо, соревновались друг с другом, создавая и поддерживая эту организацию, целью которой было не мифическое «свержение конституционного строя», а появление уголовного дела.
Соблюдение Закона в деле «Нового Величия» означает прекращение этого дела, и мы констатируем, что это вопрос политической воли. Провал провокации «Руслана Д.» очевиден, и сами спецслужбы заинтересованы в том, чтобы пресекать подобную практику в своих рядах».
В своих требованиях подписанты требуют прекратить политически мотивированное дело «Нового величия», а также привлечь к ответственности всех тех, благодаря кому стали возможны провокации спецслужб, фабрикация уголовного дела и незаконные решения судов по мере пресечения для молодых людей.
«Новые Известия» будут следить за делом «Нового величия».
В это же время в Петербурге судебное решение по делу «Сети»* ожидают еще двое фигурантов - Виктор Филинков и Юлий Бояршинов. По версии ФСБ, подсудимые собирались «раскачать народные массы для дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране» и устроить мятеж во время президентских выборов и чемпионата мира по футболу в 2018 году. Дело «Сети»* было возбуждено осенью 2017 года в Пензе — там же большую часть обвиняемых недавно, 10 февраля, приговорили к реальным срокам от 6 до 18 лет колонии строгого режима. Пензенцы на протяжении всего следствия рассказывали о пытках током в подвале следственного изолятора. Арман Сагынбаев, сначала признававший свою вину, в сентябре 2018 года заявил о том, что признательные показания были получены от него под пытками. Предполагаемый член петербургской ячейки «Сети»* Виктор Филинков также заявил о пытках электрошокером при задержания, а Юлий Бояршинов описал пыточные условия в СИЗО.
*«Сеть» признана террористической организацией о запрещена в РФ.