Posted 11 сентября 2017,, 09:31

Published 11 сентября 2017,, 09:31

Modified 8 марта, 01:54

Updated 8 марта, 01:54

Поле битвы после выборов. Что думают политики и эксперты о будущем Москвы

Поле битвы после выборов. Что думают политики и эксперты о будущем Москвы

11 сентября 2017, 09:31
Что означают неожиданные для абсолютного большинства российских граждан результаты выборов муниципальных депутатов в Москве? Как изменится политическая жизнь столицы после 10 сентября? Эти и другие вопросы "НИ" адресовала политикам и экспертам.
Сюжет
Выборы

Мэр Москвы Сергей Собянин оценил прошедшие в столицы муниципальные выборы как честные и конкурентные. Он заявил, что члены партии «Единая Россия» набрали «более 75% мандатов», но также отметил, что «политический ландшафт отдельных районов стал более разнообразным». Такую оценку выборам он дал на свой странице «ВКонтакте».

«Поздравляю всех избранных депутатов с победой вне зависимости от их политических взглядов. Желаю им успеха», — добавил мэр.

Председатель Московской городской избирательной комиссии Валентин Горбунов сообщил, что по предварительным данным кандидаты от единороссов получили 76,83% мандатов на выборах в Москве, передает «Интерфакс».

Всего на выборах «разыгрывались» 1502 мандата. Второй результат, предварительно, показали кандидаты от партии «Яблоко», добавил он, они получили около 11,7% мандатов.«Что интересно, на третьем месте самовыдвиженцы — 7,2%», — добавил он. Другие партии, включая КПРФ, ЛДПР, «Справедливую Россию» и ПАРНАС, набирают пока что менее 3%.

Однако дежурный оптимизм и политкорректность мэра и главы столичного ЦИК скрывает явную неудовлетворенность результатами голосования.

- Ошибочной оказалась ставка на низкую явку. Она работает только в ситуации, когда оппозиция не ведёт даже минимальной протестной кампании. - заявил в интервью "НИ" политолог Аббас Галлямов. - Команда Гудкова ее все-таки провела. Мэрии надо было делать ставку на широкий охват избирателей, а не только на тех, кого удалось зацепить сотрудниками центров социального обслуживания. Да и в качестве своих кандидатов мэрии надо было выдвигать более серьёзных людей, чем безликие бюджетники.

Во-первых, оппозиция показала, что она может побеждать. Это очень серьёзный вдохновляющий фактор для недовольных по всей стране. Победа гудковцев может изменить политическую атмосферу в России.

Во-вторах, московским властям теперь придётся сильно перестраивать механизмы своей работы с территориями. Лёгкой жизни, когда в ответ на любое поручение мэрии, управы брали под козырёк, больше не будет. Будет длинная затяжная война. Поражение Собянина на выборах мэра становится абсолютно реальной перспективой. Думаю, Кремлю будет лучше после президентских выборов забрать его на федеральный уровень, а в Москву высадить нового врио. Желательно коренного москвича,- заключает г-н Галлямов.

- Команда мэрии, по общему убеждению, сработала слабо. - оценивает в разговоре с "НИ" политолог Сергей Марков. - Внесистемная оппозиция добилась внушительного успеха, та, которая не имела никаких шансов на победу. Основная причина, с моей точки зрения, огромное раздражение москвичей против политики городских властей. Люди готовы голосовать за тявкающую собаку. Из 1500 мандатов 200 - у команды «Яблока» и Гудкова.

Навальный и его структура самоустранились от этих выборов по просьбе Раковой. У них с мэрией есть договорённости. Я вижу три основные причины, приведшие к таким результатам и главная из них – высокомерный отказ вести диалог с обществом, фальсификации общественных слушаний. Вторая, не менее важная причина – возвращение уплотнительной застройки. Те восемь округов, где оппозиция получила большинство – это районы, где жители объединились в группы против застройки. Люди видят связь мэрии с коррумпированными девелоперами. Ровно поэтому у москвичей такой подход к реновации, с одной стороны – хотят переехать из пятиэтажек, с другой – боятся, что все проводится в интересах аффилированных с мэрией строителей.

Что касается бонусов, которые получила оппозиция, то основной – возможность выдвинуть своего кандидата на выборах мэра Москвы. Это единственное, что они смогут реально сделать. Я ожидаю коррупционные скандалы (оппозиция коррумпирована не меньше представителей власти). Ситуация с прессой не изменится, так как огромный блок федеральных СМИ контролируется противниками власти – это и «Ведомости», и «Коммерсант», и РБК. Так что районные маленькие газетки ни на что не повлияют.

Я предполагал, не исключал подобный результат, хотя никаких особых новаций в политтехнологиях Гудкова и его команды не увидел. Ничего нового они не изобрели. Мэрия допустила слишком много ошибок. А уж когда на Дне города выступил Путин, стало очевидно, что закрытая социология показывает, что дело плохо – нужна поддержка Президента, считает г-н Марков.

- Главный итог выборов в Москве – все оказались довольны. - считает Михаил Виноградов, президент фонда Петербургская политика. – Оппозиция тем, что получила больше, чем рассчитывала. Пришедшие на выборы – что от их голосов кое-что зависело. Мэрия – тем, что на фоне ажиотажа вокруг «протестного реванша» она не только избежала претензий по дню голосования, но смогла обеспечить ЕР впервые в истории квалифицированное большинство (75% мандатов), пресечь попытки оппозиции несанкционированно преодолевать муниципальный фильтр (нужно представительство в 110 районах – а его нет даже у коалиции КПРФ, «Яблока» и самовыдвиженцев) и заодно троллить КПРФ, ЛДПР, СР и «Яблоко» тем, что они получили в полтора раза меньше мандатов, чем в 2012 году. Плюс, судя по первым комментариям Собянина, он получает возможность с помощью оппозиционных депутатов контролировать работу глав управ. Никогда еще не было так хорошо сразу всем. Просто день города какой-то!

- Ключевое в победе «группы Гудкова» - поддержка на местном уровне. - уверен глава компании "Минченко консалтинг" Евгений Минченко. - Московские власти должны наконец осознать, что люди устали от бессменных забронзовевших политиков и соскучились по районным активистам, живущим по соседству. Этого не было, наоборот шла в ход старая тактика – замалчивание муниципльных выборов, практически полное отсутствие информации о кандидатах. На этом фоне игра в соцсетях «Поддержи своего!», придуманная объединенными демократами, оказалась довольно эффективной.

По моим оценкам, в победе как минимум сотни гудковцев в восьми районах решающую роль сыграли соседские группы в Фейсбуке. Перехватить эту пиар-технологию провластным партиям вряд ли удастся. У них нет «узнаваемости» в соцсетях, их кандидаты не привыкли ходить по подъездам и общаться с избирателями «точечно», за чашкой чая – разве что для показухи. И вот результат: совершенно провалились парламентские партии - КПРФ, ЛДПР и прочие. У коммунистов, например, пока прошло 15 кандидатов - и только те, что были поддержаны "списком Гудкова". Выходит, что "объединённые демократы" превратились в самого серьёзного оппонента Едра в Москве.

- У московских властей были планы, чтобы все прошло тихо и прошли свои, за которых спокойно проголосуют при помощи мобилизации. В этот раз, в отличие от прежних времен, за явку никто не бился.- говорит Андрей Колядин, руководитель региональных программ Экспертного института социальных исследований, - На всех встречах и собраниях говорили, что главное - максимально честные выборы, без воровства голосов и фальсификаций. В принципе это удалось, за исключением нескольких скандалов как в Ново-Переделкино, где председатель ТИК проводила инструктаж по фальсификациям. Но такое пресекалось оперативно и жестко. Сами результаты выборов не представляются для московских властей большой проблемой. Да,оппозиция показала зубы и «отгрызла» 10 сентября 2017 года у Сергея Семеновича несколько районов Москвы, да, возможно, что благодаря «своим» депутатам независимый кандидат получит необходимое количество подписей для выдвижения на пост мэра в следующем году. Но не будем забывать, что в первую очередь муниципальные депутаты отвечают за местный бюджет, застройку района, благоустройство улиц и дворов, капитальный ремонт. Это рутинная работа, и от того, как с ней справятся сегодняшние триумфаторы, будет зависеть и все остальное.

- Говорить о том, что команда Раковой проиграла – слишком смелое заявление. - считает политолог Дмитрий Орешкин. - Ракова довела до предела, даже до маразма лужковскую, а точнее – "горбуновскую" (Валентин Горбунов – председатель Московской городской избирательной комиссии) «стратегию низкой явки».

Властям, бесспорно, самое удобное, когда на выборы не ходят. По России картина зависит от региона. В Москве, конечно, тоже были скандалы, но они не имели решающего значения. Чем меньше народу принимает участие в выборах, тем больше влияют на результат зависимые от власти. Допустим, это – 10 процентов. Если на участки пришли 20 процентов избирателей – это 50 процентов голосов, если пришли 40 – то только четверть. Держать руку на пульсе и управлять ситуацией проще на фоне невысокой явки.

Во времена Лужкова старались не возбуждать население перед выборами. Москвичи уверенно заявляли: «мы эти выборы в гробу видали».

На выборах муниципальных депутатов это не сработало по двум причинам: во-первых, накопилось разочарование, во-вторых, стратегия работает хорошо, когда результаты объединяются, как на выборах в Государственную Думу.

Говорить о полном провале команды Раковой оснований нет. Более тысячи мандатов получили представители "Единой России". Интересно, где они прошли: это – север, юг, северо-восток. Внутренняя городская периферия менее активна – там другие члены избирательных комиссий, не такие, как в целом по городу. В ЦАО, на Юго-Западе прошли депутаты списка Гудкова. И это – нормальная картина для Москвы. Юго-Запад, Академический, Ломоносовский районы – победило "Яблоко". ЮЗАО – Котловка, Северное и Южное Бутово, Марьино, Ясенево и Бирюлёво – спальные районы, городская периферия – набрала голоса ЕР. Ракова не плохо выступила.

Сто семьдесят шесть мандатов у Яблока. Ожидали до ста, то есть они вдвое превысили результат. Еще сто прошли как независимые кандидаты. Таким образом, у несистемной оппозиции около трехсот человек, не включённых в круг влияния ЕдРа. Это – не столько поражение мэрии, сколько успех оппозиции там, где труднее фальсифицировать результат.

Если сравнить карту 2013 года (выборы мэра города) Навальный набрал голоса в тех же районах, что и кандидаты с оппозиционной повесткой в 2017. Внутренняя периферия – Котловка, Люблино, Марьино, Выхино, Текстильщики – все почти за ЕР. Таким образом, задача Раковой выполнена не в полной мере, а оппозиция перевыполнила план. Важно было набрать сто мандатов, получили около трёхсот. Даже, если кого-то подкупят, кооптируют в административный ресурс, это позволит на мэрских выборах выдвинуть своего кандидата, фильтром его уже не остановить.

Раковой удалось решить другую задачу – сохранить имидж Собянина. Он понимает, с каким городом имеет дело. Москва – не Чечня, хамскими фальсификациями действовать нельзя. Это тот же Собянин, который в Тюмени обеспечивал стопроцентную явку, как Кадыров. И действовал достаточно жестко. Но он – умный, пришлось договариваться, подвинуться. Ощущения тотальной фальсификации нет. Яшин не сможет об этом кричать. В ментальном плане для Собянина это важно – сохранить лицо, не вляпаться в скандал.

Полномочия муниципальных депутатов очень ограничены. Всерьёз они повлиять на политику не могут, хотя будут пытаться сделают всё возможное, чтобы уменьшить коррупционную составляющую, но реального политического ресурса у них нет. Реновацию, конечно, им не остановить – слишком много вложено. Но как именно она пойдет в тех или иных районах, становится новым вопросом в повестке дня.

"