Posted 11 июля 2018,, 18:01

Published 11 июля 2018,, 18:01

Modified 7 марта, 16:50

Updated 7 марта, 16:50

Все пять обвиняемых по "Делу о белгородских энергетиках"

Три года и 50 судов...Белгородским энергетикам опять продлили арест

11 июля 2018, 18:01
Все пять обвиняемых по "Делу о белгородских энергетиках"
Бизнес-сообщество страны продолжает внимательно следить за судом над белгородскими энергетиками, арестованными по заявлению гендиректора энергосетевой компании регионального "МРСК" Исаева. Во вторник Мещанский райсуд Москвы в очередной раз продлил всем пятерым фигурантам содержание под стражей ещё на три месяца.
Сюжет
Суды

Напомним, гендиректора ООО «Альтэнерго» Виктора Филатова и предпринимателей (Станислава Милькина, Александра Пивоварова, Алексея Зеленского и Павла Тищенко) обвиняют в создании преступного сообщества с целью хищения средств в крупном размере у филиала межрегиональной сетевой компании ОАО «МРСК Центра» - основного поставщика электроэнергии в Белгороде. Уголовное дело возбуждено по заявлению гендиректора энергосетевой компании «МРСК» Центра» Олега Исаева - в прошлом работника военной прокуратуры, доктора юридических наук (защитившего диссертацию на тему слияния и поглощения компаний).

По версии следствия, подсудимые похитили у ресурсоснабжающей компании порядка 241 млн рублей через подконтрольную фирму ОАО «Корссис», с которой у «МРСК» были заключены аутсорсинговые договоры на юридические, казначейские, кадровые, бухгалтерские и IT-услуги (в 2007-2010 годах).

У адвокатов и общественных защитников белгородских предпринимателей своя версия по поводу громкого уголовного процесса, которая в корне отличается от позиции гособвинения.

Во вторник, 10 июля, в Мещанском районном Суде Москвы состоялось «юбилейное» пятидесятое заседание по делу. Рассматривалось ходатайство следователя о продлении меры пресечения. Следователь и прокурор просили суд продлить всем фигурантам содержание под стражей еще на три с половиной месяца. Сами подсудимые и их защитники настаивали на изменении меры пресечения на более мягкую, просили выпустить их под домашний арест.

Подсудимый Виктор Филатов, которому инкриминируют в преступном сообществе роль лидера, еще раз изложил суду и собравшимся свой взгляд на события.

Но сначала слово взял его адвокат Владимир Горелик. Аргументы прокурора в пользу дальнейшего содержания его подзащитного под стражей не выдерживают никакой критики, более того грубо противоречат закону, считает он.

- Прокурор говорит о том, что Филатова надо оставить под стражей, потому что не все свидетели допрошены, а под домашним арестом он будет оказывать на них давление. Но кто эти лица и на каких вообще материалах уголовного дела сделаны такие выводы, прокурор нам не говорит, - заявил Гореликов. – Филатов уже более десяти лет не работает в филиале, никаких обязательств и связей с той фирмой не осталось. О каком влиянии речь? У нас есть хоть одно лицо, которое бы за четыре года проверок и предварительного следствия заявило бы, что на него оказывается давление? За два года следствия все лица допрошены, все документы изъяты, доказательства собраны, обвинительное заключение готово. Уже нет речи о том, что как-то подсудимый может повлиять на ход следствия. И здесь не вытанцовывается у прокурора. У нас все предположения прокурора основываются на вымышленных обстоятельствах. Мы как на Марсе как будто проводим этот процесс.

По мнению защитника, решение о мере пресечения должно основываться вне зависимости от третьих лиц, оно должно приниматься только по критериям, зависящим от самого Филатова: о его поведении, желании сотрудничать со следствием, характеристики его личности и положения. Всё остальное – незаконно.

В период следствия Филатов несколько раз вылетал за границу в командировку и каждый раз возвращался, чтобы содействовать следствию, чтобы принять все меры, чтобы в последующем принятое решение было справедливым, законным и обоснованным. Если бы он хотел скрыться, он бы сделал это еще на том этапе! – Акцентирует внимание адвокат.

Защитник Гореликов представил суду копию договора на аренду квартиры, заключенного с супругой Виктора Филатова, и выписку банковского счета с денежными средствами, которые могут быть внесены в качестве залога, как доказательства того, что Филатов может быть без всяких рисков выпущен под домашний арест.

Кроме того он попытался приобщить к материалам дела поручительства Уполномоченного при президенте России по правам предпринимателей Бориса Титова и митрополита Белгородского и Старооскольского - отца Иоанна в адрес председателя Могорсуда. В своих письмах бизнес-омбудсмен и представитель Русской православной церкви рассуждают о надуманности обвинений в адрес Виктора Филатова и идущих с ним в связке предпринимателей и встают на их сторону.

Председательствующая судья Елена Гудошникова, однако, приобщение обоих писем-поручительств к материалам дела отклонила. Нет подтверждения получения этих обращений адресатом, отсутствуют доказательства их рассмотрения, сказала судья.

Вслед за адвокатом выступил сам Виктор Филатов.

- Прошу отказать в ходатайстве обвинителя о продлении мне срока содержания под стражей до 25 октября. Сегодня у нас юбилейное пятидесятое заседание. И в очередной раз гособвинитель не привел убедительных аргументов, почему мы должны оставаться под стражей. Хорошо хоть на этот раз не обосновал свое требование тем, что подсудимые слишком активно защищаются, задают слишком много вопросов свидетелям, не хотят признавать вину! - Начал свое выступление подсудимый Филатов. – Европейский суд по правам человека не просто коммуницировал мою жалобу, он уже подтвердил, что нарушены мои права как подсудимого на разумный срок рассмотрения дела. Подтвердил чрезмерную длительность содержания меня под стражей.

Филатов отметил, что есть четкая позиция по этому вопросу президента Владимира Путина, которая согласована и с председателем Верховного суда РФ и с Генпрокуратурой – и что по такой категории дел, как рассматриваемое, где основания по мерам пресечения не меняются, с подсудимыми должны поступать иначе. А именно: мера пресечения, не связанная с содержанием под стражей, не исключена.

По вопросу есть четкая позиция председателя Мосгорсуда Ольги Еговорой, говорит Филатов. В публичных выступлениях она говорила, что Верховный суд России неоднократно обращал внимание судей на основания, которые приводит следствие для продления арестов обвиняемым. Если они не меняются, ВС рекомендует отказывать следователям и избирать более мягкие меры пресечения. Мосгорсуд, по словам Егоровой, регулярно анализирует меру пресечения и выявляет неприятную закономерность: следственные органы подчас по одним и тем же основаниям требуют содержать людей под стражей, при этом никаких следственных действий с ними не проводят – нельзя оставаться равнодушными к этой проблеме. Если судьи видят, что следствие ничего не делает, надо изменять меры пресечения или отказывать в их продлении. Надо понимать, что проблема, связанная с заключением под стражу, требуют комплексного решения. Надо не только повышать уровень профессиональной подготовки следователей, но и, как минимум, развивать реальное исполнение других мер.

- Это всё слова председателя Мосгорсуда Егоровой, - подчеркнул Филатов. – Но у меня ощущение, что Мещанский суд находится на какой-то другой планете, раз игнорирует выводы Европейского суда, рекомендации Мосгорсуда о поручительствах, о незлоупотреблениях содержания обвиняемых под стражей.

В завершении своего выступления главный подсудимый по делу добавил, что злоупотребления следствия по мере пресечения – это только вершина айсберга. Незаконным он назвал и само уголовное преследование в отношении него:

- Дело сфабриковано. Заказчик – известен. Он сидит сегодня здесь в статусе потерпевшего. Более 200 томов в деле. Представляю, как неловко прокурору: он всё время переспрашивает у адвокатов: а вот вся эта документация деятельности акционерного общества – это доказательство вины по каким статьям: по 160 УК РФ или по 210 УК РФ? А я отвечу: ни то, ни другое. Все тома – сугубо хозяйственная деятельность предприятия. В ней нет ни умысла, ни корысти, никто никаких преступных доходов не делил. Нам по сути вменяют выполнение договоров, эквивалентное той возмездной работе, которая выполнена. А органы следствия умудряются эту реально выполненную работу квалифицировать как хищение. Это видно невооруженным взглядом. В 200 томах описывается, как заключались аутсорсинговые договоры в интересах «МРСК Центра» с «Корссисом», и как компания выполняла договоры. В этих томах написано, что договоры реально исполнены, что претензий по этим договорам никогда не возникало. Более того, договоры отличались высокой эффективностью. Всё было на основании действующего закона. На начале следствия нас всячески пытались запугать. Омбудсмен Титов берет нас под свою ответственность. Скажите, Ваша Честь, хоть один предприниматель, за которого поручился Титов, скрылся от суда?

После выступления подсудимого последовала реплика от прокурора:

- Избранная мера пресечения в виде заключения под стражу законна и обоснована. Оснований для ее изменения не имеется, - коротко сказал представитель гособвинения.

Через два часа после окончания заседания судья вышла из совещательной комнаты и оставила в силе арест всех заключенных еще на три с половиной месяца – до 25 октября. Предприниматели остаются ждать вердикта суда в СИЗО в Матросской тишине. Пошел четвертый год, как они содержатся под стражей.

Адвокаты подсудимых в свою очередь заявили об обжаловании решения Мещанского суда в апелляционной инстанции.

«НИ» попросили прокомментировать ход судебного разбирательства над белгородскими энергетиками адвокатов и общественных защитников.

Адвокат Виктора Филатова Владимир Горелик:

- Государственное обвинение ангажировано по одной простой причине: если задача по продлению срока содержания под стражей будет не выполнена, это будет расценено ответственными за государственную судебно-следственную машину как существенный брак в работе и будет умалять усилия гособвинения. Поэтому независимо от того, что имеется в деле и что будет услышано от защиты, прокурор будет стоять на том, на чем стоял изначально. В нашем процессе было уже четыре прокурора. Все они действуют не по внутреннему убеждению, не по совести, не в соответствии с законом, а в соответствии с той задачей, которую они ставили изначально. В то же время, безусловно, всех наших подсудимых давно уже пора выпускать под домашний арест. Это четкое предписание уголовно-процессуального кодекса: обвиняемый заключается под стражу, либо ему продлеваются сроки заключения под стражей, когда есть конкретные доказательства, дающие основания для следствия и судебных органов прогнозировать возможность его негативного поведения в дальнейшем. К примеру, скроется от следствия и суда, воспрепятствует установлению истины по делу, будет заниматься дальнейшей преступной деятельностью и т.д. Но нет никаких таких доказательств сегодня у следствия. В уголовном деле кроме сведений о предшествующих аресту позитивному поведению и положительных характеристик на всех подсудимых ничего больше нет! Аргументы прокурора несостоятельные. Он ссылается только на то обстоятельство, что инкриминируется ст.210 УК РФ – организация преступного сообщества. Но тут надо понимать какую вещь? Участие в преступном сообществе, то есть вероятное совершение тяжкого преступление как основание продления под стражей, в соответствии с законом и постановлением пленума ВС, только на первоначальном этапе следствия может служить основаниями для заключения под стражу. Но, боимся, что в той ситуации, которая уже сложилась – обратной дороги нет. Маховик государственного преследования запущен.

Представитель уполномоченного при Президенте – омбудсмен, член медведомственной рабочей группы при Генпрокуратуре РФ Александр Хуруджи:

- В Мещанском суде слушается «Дело белгородских энергетиков», которые уже больше трёх лет в СИЗО! Один из них - Пивоваров в крайне тяжёлом состоянии, здоровье настолько слабое, что его доставку в суд могут обеспечить примерно только раз в пять заседаний. Прокурор просит продлить всем меру пресечения в виде содержания по стражей в СИЗО до 25 октября. Все, кто видел Пивоварова за решеткой (а мы с Борисом Титовым видели, мы посещали его в СИЗО) понимают, что что до следующего продления предприниматель просто не доживёт. По этим предпринимателям мы писали многочисленные поручительства. Обращались в «Россети» с просьбой разобраться, в чем повышенный интерес уголовного преследования предпринимателей со стороны руководства «МРСК Центра», а конкретно его руководства в лице Исаева и Куранова. Рассматривали дело на ЦОП БПК, на МРГ при Генпрокуратуре, были запросы депутатов Госдумы. Всё впустую. Сознательно утяжеляющая квалификация по ст.210 УК РФ. Но мы не сдаёмся, и энергетики через адвокатов подтверждают, что не отступят. Они готовы в случае продолжения игнорирования закона объявить голодовку!

Адвокат, общественный представитель Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере экстрадиции, депортации, федерального и международного розыска Дмитрий Григориади:

- Обвиняемые - энергетики, инноваторы, пионеры альтернативной генерации – их компания «АльтЭнерго» в Белгороде реально работает на биотопливе, поставляет энергоресурсы населению. У них есть награды от Президента РФ: Дмитрий Медведев приезжал к ним любоваться чудом инженерной мысли. В СИЗО они уже больше трех лет по экономической статье с обвинением в том, что сами у себя якобы что-то украли. На предыдущем заседании их запуганными собаками. Служебными собаками! Выясняется, что в Мещанском суде конвой притравливает собак на арестантов (невиновных до приговора суда людях). Конвоиры говорят, что им нужно тренировать животных, вот и тренируют. Судья порекомендовала писать жалобу куда-нибудь на кого-нибудь, реагировать не стала. Мы со своей стороны после посещения процесса направили Уполномоченному при Президенте РФ Борису Титову соответствующее обращение. Доводы арестантов не слышат. Пытают их. Насколько мне известно, они хотят объявить голодовку. Я вижу, что правда на их стороне.

"