Posted 6 июля 2018, 05:43
Published 6 июля 2018, 05:43
Modified 7 марта 2024, 16:54
Updated 7 марта 2024, 16:54
В четверг в Мещанском районном суде Москвы состоялось 48 заседание по этому делу. Продвинулись пока недалеко: из двухсот томов рассмотрено менее трети. Причина: один из подсудимых не может присутствовать на процессах, спасением его жизни занимаются врачи. Потерпевшая сторона тем временем не забывает вовремя подавать ходатайства о продлении меры пресечения в виде заключения под стражей. В июне пошел четвертый год, как предприниматели остаются под стражей.
Напомним, гендиректор ООО «Белгородэнерго» Виктор Филатов и предприниматели (Станислав Милькин, Александр Пивоваров, Алексей Зеленский и Павел Тищенко) были арестованы в июне 2015 года по подозрению в хищении средств в крупном размере у филиала межрегиональной сетевой компании ОАО «МРСК Центра» - доминирующего в Белгороде поставщика электроэнергии. Изначально предпринимателям вменяли ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата), однако в 2016 году следствие переквалифицировало обвинение на более тяжкую статью: 210 УК РФ – организация преступного сообщества.
Уголовное дело возбуждено по заявлению гендиректора ОАО «МРСК» Центра и Поволжья» Олега Исаева - в прошлом работника военной прокуратуры, доктора юридических наук (защитившего диссертацию на тему слияния и поглощения компаний).
По версии следствия, подсудимые якобы похитили у электросетевой компании порядка 241 млн рублей через подконтрольную фирму ОАО «Корссис» при заключении договоров аутсорсинга на юридические, казначейские, бухгалтерские и IT-услуги (действовавших в 2007-2010 годах).
Нюанс в том, что незадолго до арестов в Арбитраже был целый ряд исков по невыполненным договорам, которые МРСК предпринимателям проиграли и остались им по-крупному должны. Исполнительные листы, на минуточку - на сотни миллионов, а стоимость арестованных объектов недвижимости доходит до миллиардов. И, видимо, совсем уж по случайному совпадению потерпевшая сторона еще на этапе следствия заявляет ущерб, который перекрывается как раз арестованными активами у ОАО «Корссис», в числе которых здание, где тоже по случайности филиал МРСК Центра –арендует у «Белгородэнерго» помещения.
Сидящие в СИЗО белгородские предприниматели попали недавно в так называемый список омбудсмена Титова. Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов рассказал о преследовании своих подопечных 12 июня в эфире "России-24".
«Есть предприниматели, которые закон не нарушали, а сами стали жертвой давления, которое оказывалось со стороны конкурентов, или даже правоохранительных органов, в результате чего возникала угроза их ареста. И они вынуждены были уехать, хотя закон не нарушали». «У нас огромное количество обращений, тысячи обращений,… у нас есть обращение в Белгороде, пять человек сидят три года, и только сейчас вот начался суд над ними; один предприниматель у нас сидел в СИЗО до приговора шесть лет! К сожалению, так работает наша правоохранительная система. Так вот я говорил про дело Филатова, Пивоварова, там целая группа людей, вообще тоже выдуманное дело, просто у них очень хороший актив был в Белгороде, они построили современный, оснащённый IT-технологиями офис, и вот этот офис заинтересовал других людей. В общем, к сожалению, у нас очень много таких дел», - заявил Борис Титов.
Впрочем, защита омбудсмена - одно дело, а суд - судом. На заседание 5 июля подсудимые по-прежнему были доставлены со всем полагающимся антуражем: в наручниках и в сопровождении конвоя с собакой.
«Эта история на самом деле очень простая. Она про успешный бизнес в регионе, про ликвидный, дорогой актив, про рейдеров, желающих актив отобрать. Как это часто бывает, рейдеры используют силовиков для незаконного возбуждения уголовных дел против своих жертв. Дальше уголовные дела передают в суды, а судьи не хотят брать на себя ответственность и оправдывать невиновных, что подтверждается мизерной статистикой оправданных приговоров. После того, как человек сидит в сизо более трех лет, вера в правосудие у него пропадает, и в этот момент, как правило, снова появляются те самые рейдеры, делают жертве предложение всё отдать в обмен на свободу и условный срок. Таких историй много, данная история одна из них», - поделился своим взглядом на процесс в интервью «НИ» председатель Коллегии адвокатов Москвы Дмитрий Григориади.
Процесс белгородских энергетиков ведет и.о. председателя Мещанского суда Елена Гудошникова.
Первым делом в четверг было рассмотрено ходатайство о приобщении к материалам уголовного дела справки о состоянии здоровья Александра Пивоварова. По заключению тюремных врачей, состояние подсудимого тяжёлое настолько, что он не может являться и участвовать в заседаниях.
- Ваша честь, эта справка, этот неоднократный перенос заседаний – повод серьёзно задуматься над тем, что в СИЗО происходит с людьми, - обратился к суду адвокат Пивоварова Славик Брсоян. – Я как его защитник не могу просить ни о чём, кроме как об отложении слушания до нормализации его здоровья. Рассмотрение дела без явки моего подзащитного – это прямое нарушение его прав на защиту.
Впрочем, подсудимые, которым здоровье пока ещё не отказывает и позволяет являться на заседания собственной персоной, выразили сомнения, что Пивоваров вообще доживет до вынесения решения.
- Сорок восьмое судебное заседание, и пятнадцать раз Пивоварову вызывалась «скорая» только во время самих заседаний. Только в мае у нас из-за его невозможности присутствовать было семь отложений и два неназначения. Динамика: в июне было всего три заседания и именно по причине здоровья, - отметил Виктор Филатов. – Нарушаются наши права на рассмотрение дела в разумные сроки. И, я думаю, в дальнейшем, со здоровьем Пивоварова ничего не изменится, ему всё хуже. А мы уже более трех лет под стражей, и это вещи напрямую взаимосвязанные. Тем не менее, отложение. Не можем слушать [без Пивоварова].
Алексей Зеленский высказал иную точку зрения:
- Я думаю, надо продолжить слушание. Понимая длительность процесса, у меня вообще возникают сомнения, что Пивоваров доживет до окончания процесса. Его здоровье ухудшается. Каждый второй приезд сюда мы по 7-8 часов сидим «в стаканах», ждем. В 5.00-6.00 часов утра нас увозят из камер, а обратно, дай бог, к 3.00 ночи вернуться. И ради чего всё?
После того, как все стороны высказались по поводу возможности или невозможности продолжить слушания, судебное заседание приняло неожиданный оборот.
Главным участником суда вдруг стала конвойная овчарка, которая сидела тут же в зале и явно скучала. За поводок её придерживала кинолог.
Оказалось, что ещё совсем недавно эту несчастную служебную собаку натравливали на подсудимых, пока всех их вместе в тесном автозаке доставляли в суд!
Беспрецедентное заявление сделал Зеленский, и все остальные подсудимые его слова подтвердили.
- Сегодня я в полной мере подчиняясь всем законным требованиям сопровождавших нас сотрудников полиции, подвергся чему-то немыслимому. Конвоир с использованием спецкоманды: «Взять – чужой!» натравил на меня служебную собаку, после чего собаку поощрили словами: «Молодец, молодец!» На мое замечание о том, на каком основании вообще ко мне была применена эта мера, конвоир мне ответил: «Служебной собаке нужно же когда-то тренироваться!» Считаю неэтичным применение к нам таких мер. Мы - мишени для тренировок. Прошу принять суд меры по пресечению подобных инцидентов сотрудниками полиции, осуществляющими конвой, в дальнейшем.
Адвокаты и сами подсудимые бурно отреагировали на эту информацию и требование Зеленского поддержали. Ходатайствовали о вынесении судьей частного постановления в адрес полицейских-конвоиров. «Не растерять бы нам до конца слушаний с таким отношением вообще всех подсудимых», - говорили защитники. Вспоминали недавний случай в этом же процессе, который тоже всех потряс.
Одного защитника, оказывается, уже кусала овчарка за ногу. Адвокаты не стали писать жалобу. Посовещались и решили, что никому от этого легче не станет. При любой жалобе пострадает только животное: его либо усыпят, либо собака умрет с голоду, потому что ее снимут со службы. Ни для одного должностного лица никаких последствий не наступит - решили тогда адвокаты. И вот случай повторился вновь…
- Необходимо учесть, что Зеленский имеет заболевание сердечно-сосудистой системы. Сведения об этом имеются в материалах дела и суду известны. Спонтанно возникшая стрессовая ситуация может повлечь для него наступление тяжких последствий вплоть до летального исхода! – Отметил защитник Зеленского Владимир Котовский.
Молчаливо внимая поступающим жалобам на их счет, конвоиры только улыбались и, поцокивая, заглядывали собаке в глаза. А та будто бы даже поняла, что неожиданно для себя самой стала звездой судебного процесса.
- Все, кто находится в зале во время судебного заседания – это участники процесса, ну, хорошо, собака, получается, у нас теперь тоже участник процесса, - сказал Филатов. – Но я на другом хотел остановиться. У находящихся здесь, в зале и в судебных коридорах людей формируется образ в отношении нас как преступников, в то время как наша вина не доказана. Это происходит систематически. Пока нас доставляют – постоянно вокруг нас происходят какие-то тренировки с натравливанием собак, с громким лаем, с применением команд. Считаю недопустимым применение конвоя с собаками против нас.
Судья жалобы подсудимых выслушала внимательно, однако, серьезно к ним, похоже, не отнеслась, заявив, что по данной тематике предусмотрен иной характер обжалования.
На этом, собственно, сорок восьмое заседание по делу белгородских энергетиков и закончилось. Слушания снова перенесли. На подсудимых надели наручники и в сопровождении конвоя с собакой повели в автозак.
Адвокат Александр Жбанков:
- Сегодняшнее заседание фактически носило технический характер, поскольку из-за крайне тяжелого состояния одного из подсудимых оно сорвалось. Ну, в конце концов, отпустите уже его под домашний арест! Он на грани жизни и смерти находится. Процесс срывается не по его вине, но это не дает правосудию осуществиться в разумные сроки и из-за этого, конечно, страдают все остальные участники процесса. Это замкнутый круг.
Адвокат Владимир Котовский возмущён действиями конвоя по натравливанию собаки на подсудимого:
- 5 июля этого года в зале судебного заседания мой доверитель Зеленский Алексей Александрович сообщил, что в тот момент, когда он выходил из автомобиля конвойной службы, на него была натравлена служебная собака. Со слов Зеленского, необходимость применения служебной собаки конвой ему объяснил так: нужно же на ком-то собаку тренировать. Хочу отметить, что служебные собаки относятся к специальным средствам, состоящим на вооружении органов внутренних дел России. Порядок и основания применения специальных средств сотрудниками полиции четко регламентирован Федеральным законом "О полиции". Статья 18 этого закона предусматривает применение физической силы и специальных средств в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. А превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. О чем данная статья закона? О том, что сотрудник полиции, являясь лицом, наделенным в силу закона правом применения оружия, физической силы и специальных средств, в отношении граждан, должен пользоваться этим правом в строгом соответствии с буквой закона, а не как Бог на душу положит!
Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст. 19 Закона «О полиции») требует от сотрудника полиции перед применением специальных средств сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение специальных средств, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. О каждом факте применения специальных средств, сотрудник полиции обязан доложить своему руководству.
Но дело в том, что со стороны Зеленского и остальных лиц, доставляемых совместно с ним в Мещанский районный суд, даже не было допущено каких-либо противоправных действий, тем не менее, в отношении них применили специальное средство – служебную собаку!
Натаскивание животных на живых людей применялось приверженцами определенной идеологии, победу над которой наша страна празднует девятого мая. Натравливание опасного животного на лицо, не дающее повода для такого действия - ни что иное, как превышение служебных полномочий со стороны должностного лица, использующего данное спец. средство и его руководителей, позволивших применять опасное животное в отношении граждан, не оказывающих противодействия полицейским, не нарушающих общественный порядок, не совершающих правонарушений.
Моя просьба к суду о принятии мер процессуального реагирования по вопиющему факту нарушения закона осталась фактически без ответа. Суд счел невозможным для себя отреагировать на нарушение закона. Вопрос – где гуманизм и уважение к личности, провозглашенные Конституцией России?! По данному факту мной готовиться жалоба, которая будет подана на имя уполномоченного должностного лица, контролирующего деятельность сотрудников конвойного подразделения.
Представитель в Европейском суде по защите прав человека Ирина Минина:
На сегодня могу пояснить, что Европейский суд по защите прав человека коммуницировал жалобу Виктора Филатова, признав нарушение 4.3. и 4.4. статьи 5 Конвенции о защите прав человека: чрезмерная длительность (более 3-х лет) содержания под стражей и нерассмотрение дела в разумный срок. Кроме того, несомненным нарушением прав человека является пребывание подсудимых в металлической клетке во время судебного разбирательства, перемещения по зданию суда в наручниках. Пыткой является перевозка в автозаках, в которых перевозится людей в два раза больше, чем то количество, на которое они рассчитаны. Кондиционеров и вентиляции в таких автомобилях либо нет, либо они не работают. Курящие перевозятся вместе с некурящими людьми. Доступа к свежему воздуху нет. Температура в металлическом автозаке зависит от погоды: там либо очень жарко, либо очень холодно.
В условиях многочасового ожидания сначала автозака, а потом судебного заседания (до 8-ми часов ожидания) без воды, достаточного количества воздуха и возможности воспользоваться туалетом состояние здоровья всех обвиняемых ухудшилось. В случае с Александром Пивоваровым до критического уровня. Он неоднократно терял сознание, для спасения его жизни вызывали в суд скорую помощь. Таким образом, требование о смягчении меры пресечения для белгородских предпринимателей, которое мы сейчас отстаиваем – вопрос жизни и смерти, и это не образное выражение.
Александр Жбанков, Адвокатская палата Московской области:
- У нас пять подсудимых в зале, которые являются бухгалтерами, юристами, предпринимателями, один из них находится в крайне тяжелом физическом состоянии, и около него должен дежурить врач, а не пять конвоиров, пять приставов и собака! А собака, как выясняется, не просто присутствует, подзащитные жалуются – на них ее натравливают. Это же дико! Как можно на живых людях тренировать собаку? Такие случаи следует расценивать как неосторожное, халатное использование спецсредств, потому что собака в руках конвоира, обученная, выполняющая все команды – всё равно что оружие. Дико еще и то, что никто из должностных лиц суда не хочет брать на себя ответственность. Кто тогда должен пресекать нарушения, которые на территории суда происходят?