Posted 6 августа 2019,, 18:58

Published 6 августа 2019,, 18:58

Modified 7 марта, 15:51

Updated 7 марта, 15:51

Несакральная жертва: может ли полиция бить подростков

Несакральная жертва: может ли полиция бить подростков

6 августа 2019, 18:58
МВД по Тверскому району Москвы проводит проверку по факту применения силы в отношении подростка сотрудником Росгвардии на митинге 3 августа. 17-летний юноша находится в больнице с диагнозом «сотрясение мозга, множественные ушибы».

Ирина Мишина

3-го августа Александр Костюк сказал маме, что пойдет погулять. Через некоторое время юноша оказался в эпицентре несанкционированного митинга. «Он встал у памятника Пушкину, открыл Конституцию на 31-й статье и так стоял какое-то время. Затем сзади к нему подошли люди в форме, ударили по голове, повалили на землю. Друг пытался его оттащить, но Сашу схватили за руки, за ноги и куда-то понесли», - рассказала его мама Виктория Костюк в интервью телеканалу «Дождь». - Саша звонил мне из автозака и держал в курсе его перемещения. Я с младшим сыном села в такси и колесила по Москве за этим автозаком, пока Сашу не привезли в ОВД «Обручевский», - вспоминает женщина.

По ее словам, сыну сейчас лучше, но у него сохраняются головные боли; синяки на спине, руках и шее. О личности представителя силовых структур, который избил Александра, пока ничего не известно.

А вот как это выглядело со стороны. «После того, как 17-летний юноша был доставлен в ОВД «Обручево», несколько часов к нему не допускали маму и адвоката "Апологии протеста" Федора Сироша. После активных действий адвоката инспектор по делам несовершеннолетних всё же вызвала "Скорую помощь", которая доставила Сашу в больницу. Там ему сделали компьютерную томографию головного мозга, его рвало всю ночь. Поставили диагноз - сотрясение головного мозга, в дополнение к ссадинам и ушибам", - сообщает "Апология протеста". Юноша рассказал врачам, что в районе 18-го дома по Тверской улице его избил сотрудник то ли полиции, то ли Росгвардии – точно он не разобрал.

После телефонограммы из больницы при НИИ неотложной детской хирургии и травматологии ОМВД по Тверскому району Москвы не мог не начать доследственную проверку по факту избиения подростка представителем силовых структур.

Напомним: по информации пресс-службы ГУ МВД РФ по Москве, в день несогласованной акции сотрудники полиции и Росгвардии задержали около 600-т человек. ОВД-Инфо утверждает, что речь идёт о более, чем 1000 задержанных.

Реально ли найти представителя силовых структур, который избил юношу? В соцсетях по этому поводу высказываются скептически.

Пользователь handur: «Интересно, как искать будут? По уникальному отпечатку дубинки?». Telegram-канал Baza также отмечает: "Пострадавший не знает точно, кто его избил: росгвардеец или полицейский. В переписке юноши с мамой фигурирует ОМОН".

«Найти представителя силовых структур, который нанёс серьёзные телесные повреждения юноше, не так уж сложно. Во время протестных акций силовые структуры разбивают город на сектора. В данном случае достаточно узнать, в каком именно месте произошло нападение или задержание, выяснить, кто был главным на этом участке, опросить всех, кто там был задействован. Даже если на юношу напали сзади, со спины, выяснить личность того, кто нанес ему травмы, можно. Сделать это необходимо, потому что в данном случае речь идет о нарушении статей УК РФ. Например, статьи 286 («превышение служебных полномочий") и статьи 112 (" умышленное нанесение телесных повреждений"). Дело в том, что перед выходом на такие акции сотрудников силовых структур всегда инструктируют. И я уверен, что нанесение тяжелых телесных повреждений 3 августа не входило в инструкцию ни для представителей Росгвардии, ни для ОМОНа. Инструкция выглядела примерно так: «Действовать жестко, но в рамках дозволенного». Ни в одной инструкции МВД при разгоне митингов не говорится: «Бей по голове, топчи ногами!». Почему это происходит? От стресса? От чувства безнаказанности? При задержании человек должен отдавать себе отчет в последствиях, которые могут наступить от его действий. Произошедшее, на мой взгляд, наносит ущерб репутации силовых структур. За такие вещи надо жестко наказывать», - считает генерал-лейтенант МВД Александр Михайлов.

Между тем в соцсетях развернулась дискуссия на тему правомерности участия подростков в протестных акциях, в том числе не санкционированных. Действительно, для несовершеннолетних, согласно ст. 212 УК РФ, предусмотрена административная и уголовная ответственность за участие в несанкционированных митингах, демонстрациях и шествиях. В зависимости от тяжести совершенных действий она предусматривает лишение свободы сроком от 2-х до 15-и лет. «Каждый несовершеннолетний, выходящий на митинги, должен помнить, что с 14-и лет у него есть паспорт, и именно с этого возраста наступает уголовная ответственность за ряд преступлений», - предупреждает Александр Михайлов.

Однако молодежи, подростков на протестных акциях с каждом разом становится все больше. Это подтверждают данные ОВД-инфо: задержанных несовершеннолетних на протестной акции 3 августа как минимум 81 человек, утверждает мониторинг политических исследований. В чём причина?

«Это зрело постепенно. Первые школьники появились на протестах 2011 -2012 годов. Но это тогда было скорее исключением. Они появились мелкими вкраплениями. Постепенно они стали создавать основной костяк протеста. Было такое выражение: «непоротое поколение». Это тоже имеет место быть», - заявил «НИ» политолог, доктор политических наук Юлий Нисневич.

«У меня несколько объяснений воскресной массовости молодежи. Навальный активно живёт в сети. Соответственно, он зацепил молодежь, которая там также живёт, пришёл к ним в понятный им ареал обитания. Это не Первый канал и не Второй. Он заходит неформально. Совсем с другой риторикой, с другой энергетикой. Он говорит с ними на равных, не учит жизни. Он попадает в ситуации, которые вызывают жгучий интерес у молодежи. Ту же самую зеленку, которой его облили в одном из городов, он сумел превратить в свою фишку. Он предложил молодым трендовую повестку. Тема коррупции консолидирует все возрасты в России», - считает Валерия Касамара, заведующая лабораторией политических исследований ВШЭ.

Но только ли в Навальном дело? «Алексей Навальный – бесспорно, харизматический лидер. Но всё же его нельзя назвать человеком, ради которого выходит на улицу молодёжь. Молодые (18-25 лет) вообще устали от темы вождя – что кремлевского, что оппозиционного. Новые поколения, чьи представители закончили школы уже после распада СССР, не хотят возвращаться на 40-50 лет назад, не хотят жить в отсталой авторитарной псевдоимперии с фальшивыми «духовными скрепами»… В разгар новой технологической революции оказаться гражданами страны, где ограничивают Интернет и могут в любой момент запретить социальные сети - это для них нонсенс. При этом уезжать из России молодые, по преимуществу, не хотят. По крайней мере, этот пункт жизненной повестки дня для них не приоритетен», - заявил «НИ» политолог Станислав Белковский.

Чем объясняется политическая активность нынешних 17-20-и летних? Политологи называют их «поколением Миллениума». «Это поколение, в основе которого лежит уважение к себе и желание добиться всего самостоятельно. Для них финансовое благополучие часто не играет такой роли, как самореализация. Это – одна часть. Вторая часть – это старшеклассники, студенты первых курсов. Они устроены совсем по-другому. Относятся очень болезненно, если им пытаются что-то навязать. Кстати, бизнесмены всегда жалуются, что с ними очень тяжело работать: если им что-то не нравится, они просто поворачиваются и уходят. Никакими деньгами их не остановишь. У многих появилось желание участвовать в выборах, собирать подписи, а им дали по рукам. Конечно, это спровоцировало протест. Молодёжь становится основным двигателем протеста, и это давно уже происходит. Не забудьте, что это ещё и совпало с каникулами, когда многие не сильно загружены», - пояснил «НИ» Юлий Нисневич.

Эксперты отмечают, что поведение правоохранительных органов во многом провоцирует молодежь. Сейчас, например, на протестных акциях появился модный тренд – «Убеги от космонавта». Это юношеский максимализм, способ показать свое бесстрашие. В последнее время проявился еще один важный момент: молодежь начала объединяться. История с Егором Жуковым показывает: если кто-то разумно бросит объединяющий лозунг, это может их сплотить колоссальным образом.

«Современные технологии вообще не требуют лидеров. Обратите внимание, что все незарегистрированные кандидаты – это поколение сорокалетних. Но молодых это не оттолкнуло. И когда их всех "закрыли", это не только не остановило протест, но и обострило его. Молодым не нужны ярко выраженные лидеры, они и без лидеров умеют организоваться. Они очень не любят вождизм», - считает Юлий Нисневич.

Пока в молодёжном протесте нет социальных требований, как это было в 68-м году во Франции во время студенческих волнений, пошатнувших власть. Но ведь и времена изменились. Сегодня протестующие подростки – это люди с обостренным неприятием несправедливости. У их протеста есть и ещё одна очевидная причина: власть не смогла найти с молодым поколением общий язык.

"