Posted 2 августа 2021,, 08:47

Published 2 августа 2021,, 08:47

Modified 7 марта, 13:21

Updated 7 марта, 13:21

Михаил Горбачев опубликовал статью с анализом ошибок перестройки

Михаил Горбачев опубликовал статью с анализом ошибок перестройки

2 августа 2021, 08:47
Фото: Максим Шеметов / Reuters
Экс-президент СССР Михаил Горбачев написал большую статью «Понять перестройку, отстоять новое мышление», в которой содержится критический анализ его шестилетнего правления и напутствие современным политикам.

Как отмечает «Интерфакс», статья, планирующаяся к печати в журнале «Россия в глобальной политике», имеет большой объём — 41 страницу. В ней рассказывается о борьбе за перестройку, за новое мышление, а также приводится анализ ошибок, сделанных МихаиломГорбачевым в бытность президентом СССР.

«Перестройка прошла через разные этапы, через поиски заблуждения, ошибки, достижения. Если бы начать с начала, то многое я сделал бы иначе, но я убеждён в исторической правоте перестройки», — пишет Горбачев.

Необходимость перестройки экс-президент СССР объясняет тем, что страна всё глубже погружалась в застой, а люди требовали перемен.

«Идеологические догмы держали в тисках интеллектуальную, культурную жизнь. Бюрократическая машина претендовала на тотальный контроль жизни общества, но не могла обеспечить удовлетворение элементарных потребностей людей», — отмечает автор.

По мнению Горбачева, началу перестройки предшествовало формирование острой социальной ситуации, в которой все больше граждан страны считали, что «так дальше жизнь нельзя».

Главной целью перестройки была попытка «раскрепостить человека, сделать его хозяином своей судьбы, своей страны». Горбачев и его команда верили, что люди, получив свободу, проявят инициативу и энергию созидания.

«Перестройка была, таким образом, масштабным гуманистическим проектом», — уверен экс-президент СССР.

В статье Горбачев рассказывает о нормализации отношений с Китаем и США, указывая, что «милитаризация экономики была обременительной для всех стран». Особенно сильно страдал СССР, военные расходы которого в некоторые годы достигали 25-30% валового национального продукта, на оборону работало 90% науки. При этом уверенности в безопасности государства не было. Страны НАТО тратили на подготовку к войне примерно в пять-шесть раз больше, чем СССР.

По мнению Горбачева, назревшие радикальные преобразования в СССР можно было начать только сверху руководством партии, поскольку после десятилетий тотального подавления и монопольного партийного руководства общество не было готово к самоорганизации. В стране не было ярких лидеров, которые бы взяли на себя ответственность за проведение реформ.

«Мы смогли разбудить общество, сделать то, чего добивались все предшествующие годы перестройки — включить народ в политику. Свободные выборы открыли много новых интересных людей, прояснили позиции социальных слоёв, о которых, как обнаружилось, у нас было весьма приблизительное, а порой и искажённое представление, сложившееся под давлением политической догматики», — размышляет политик.

Поначалу он не планировал реформировать КПСС, а надеялся работать с опорой на партию. Однако впоследствии пришёл к выводу, что «энергия перемен разбивается о стену сопротивления партийной и управленческой номенклатуры». В связи с этим Горбачев осознал необходимость политических реформ, основой которых стала гласность — также инициированная «сверху». За ней последовала экономическая реформа. Горбачев убежден, что отказ о своевременного реформирования ценообразования, которое давно не отражало издержек производства, был его «стратегическим просчетом». Ещё одной своей ошибкой экс-президент СССР называет отсутствие грамотного решения национальных проблем, которые с развитием гласности вырвались на поверхность, а затем привели к кровавым драмам.

Первоначально Горбачев полагал, что, несмотря на центробежные тенденции, сохранить Союз удастся, причём без применения силы. Однако, когда в январе началось кровопролитие в Литве, ситуация обострилось. Произошедший захват телевизионной башни в Вильнюсе Горбачев называет «провокацией» против него как президента.

Горбачев убежден, что он был прав, когда на апрельском пленуме ЦК заявил о своей отставке. По прошествии времени он решил, что когда после уговоров он все же согласился остаться на посту генсека, это «было ошибкой». Настоящей катастрофой для СССР Горбачев считает августовский путч и произошедший за его спиной «декабрьский сговор руководителей России, Украины и Белоруссии», оборвавший многовековую историю союзного государства. Вместе с тем, экс-президент СССР до сих пор полагает, что для сохранения страны он «использовал все политические полномочия, все средства, кроме силовых».

«Пойти на применение силы, чтобы удержать власть, это уже был бы не Горбачев. И чем это могло кончиться? Расколом всего — армии, милиции, гражданским конфликтом, а возможно и гражданской войной. Этот путь был для меня закрыт», — отмечает экс-президент.

Переходя к советам для новых руководителей государства, Горбачев подчеркивает, что триумфаторство — «плохой советчик в политике».

«Помимо всего прочего оно аморально. Стремление соединить политику и мораль — один из ключевых принципов нового мышления», продолжает он.

По мнению Горбачева, главной особенностью современного стиля руководства странами должен стать подход на основе этики, опирающийся на принципы общечеловеческой морали и сохранения мира, отказа от гонки вооружений, в том числе ядерных. Он призвал лидеров мировых держав принимать решения с оглядкой на прошлое, из которого необходимо «извлекать уроки».

"